«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

вторник, 25 мая 2021 г.

Какие бывают монахи?


 

Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником.

5. Устав преподобного Венедикта Нурсийского

 

Глава 1. Роды жизни христианской

Известно, что монахи бывают четырех родов.

       Первый – киновиты, живущие в одном монастыре и воинствующие по общему уставу, под управлением одного аввы.

       Второй – анахореты, т.е. пустынники, которые удаляются в пустынь не в первоначальном жару по обращении, но по долговременном испытании себя в монастыре, научившись бороться с диаволом при молитве и совете многих среди братскаго воинства, и будучи уверены, что с Божией помощью могут уже вступать в единоборство с врагом, низлагать его, отгоняя его внушения в воле плоти и помышлений.

       Третий, весьма нехороший вид монахов – сарабаиты, которые не обучившись под руководством опытного наставника и не будучи искушены, подобно злату в горниле, еще рабствуя делам века и мягкие как свинец для приятия отпечатлений греховных, принимают постриг, думая, что могут обмануть и Бога, а не одних людей. Они по два или три, или по одиночке, в своих, а не Господних, поселившись овчарнях, вместо всякого закона имеют свои самоугодливые пожелания: что задумают и облюбят, то для них и свято; к чему же сердце не лежит, то они считают негожим.

 

       Четвертый род монахов – гироваги (шатайки), которые всю жизнь блуждают туда и сюда, по три и по четыре дня, гостя по разным келлиям; все шатаются и никогда не сидят на одном месте, – это самоугодливые рабы чрева; они гораздо хуже сарабаитов и о поведении их лучше молчать, чем говорить.

       Мы же, оставя все другие роды монашества, с Божией помощью приступим к начертанию законов жизни киновитов – рода иночествования самого благонадежного.

 

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.594-595)

Комментариев нет:

Отправить комментарий