Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником.
5. Устав преподобного Венедикта
Нурсийского
Глава 1. Роды жизни христианской
Известно, что монахи бывают четырех родов.
Первый
– киновиты, живущие в одном монастыре
и воинствующие по общему уставу, под управлением одного аввы.
Второй
– анахореты, т.е. пустынники, которые
удаляются в пустынь не в первоначальном жару по обращении, но по долговременном
испытании себя в монастыре, научившись бороться с диаволом при молитве и совете
многих среди братскаго воинства, и будучи уверены, что с Божией помощью могут
уже вступать в единоборство с врагом, низлагать его, отгоняя его внушения в
воле плоти и помышлений.
Третий,
весьма нехороший вид монахов – сарабаиты,
которые не обучившись под руководством опытного наставника и не будучи
искушены, подобно злату в горниле, еще рабствуя делам века и мягкие как свинец
для приятия отпечатлений греховных, принимают постриг, думая, что могут
обмануть и Бога, а не одних людей. Они по два или три, или по одиночке, в
своих, а не Господних, поселившись овчарнях, вместо всякого закона имеют свои
самоугодливые пожелания: что задумают и облюбят, то для них и свято; к чему же
сердце не лежит, то они считают негожим.
Четвертый
род монахов – гироваги (шатайки),
которые всю жизнь блуждают туда и сюда, по три и по четыре дня, гостя по разным
келлиям; все шатаются и никогда не сидят на одном месте, – это самоугодливые
рабы чрева; они гораздо хуже сарабаитов и о поведении их лучше молчать, чем
говорить.
Мы
же, оставя все другие роды монашества, с Божией помощью приступим к начертанию
законов жизни киновитов – рода иночествования самого благонадежного.
(«Древние иноческие уставы, собранные
свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М.,
1994, с.594-595)
Комментариев нет:
Отправить комментарий