89.
Ангел заповедал днем совершать 12 молитв, и столько же вечером и ночью, да 3 молитвы в 9-м часу. Это молитвословия, на
которые, собирались все вместе в Церковь. Дневное было совершаемо в полдень (п.
24); вечернее – пред заходом солнца; ночное – в полночь; девятичасовное – в 9-м
часу, по нашему в 3 пополудни.
90.
Но сверх того, в уставе не раз поминается о 6-ти
вечерних молитвах (п. 24, 121, 126), и в 155-м пункте прямо говорится, что
эти молитвы совершаемы быть должны в каждом доме по чину большого собрания,
т.е. таким же порядком, как совершают молитвословия в Церкви. Что эти молитвы
совершаемы были по примеру большого собрания, об этом повторяется и в 186
пункте.
По
домам совершаемо было еще и другое молитвословие утром,
в час рассвета, как дает разуметь 20-й пункт, который повелевает: утром,
по совершении в каждом доме молитв, братия не тотчас расходятся по своим
келиям. Эти две домашние молитвы, вероятно, присоединены к назначенным от
Ангела после великими Аввами. После вечерней отходили ко сну, а после утренней
садились за работу.
95.
Состав молитвословий был очень прост. Петы были псалмы
и между ними вставляемы неустные молитвы,
которые умно всякой совершал сам в себе, по тем мыслям и чувствам, к каким располагал пропетый псалом. Пел псалом
недельный брат посреди Церкви. Во время пения псалма все сидели (пр. Касс. кн.
2, п. 1). По окончании псалма вставали и умно молились стоя. Потом преклоняли
колена и падали ниц на короткое время, вставши, опять молились, стоя. Так
повторялось 12 раз. И это – 12 молитв, заповеданных Ангелом. Пение последнего
12-го псалма отличалось тем, что после каждого стиха прилагалось: аллилуйя, как
по свидетельству пр. Кассиана, показал Ангел (там же, п. 6). Для этих
аллилуиарных псалмов те только и брались псалмы, которые имели такую надпись
(там же, п. 11).
96.
Конец псалма показывал время вставания на молитву. Преклонять колена и падать
ниц следовало вслед за братом, стоящим посреди и поющим. И вставать следовало
вслед за тем, но как это не для всех видно, то для вставания давал знак ударом
руки о что-нибудь Авва монастыря, после которого (удара) все должны были
вставать разом (п. 6 устава). Пр. Кассиан говорит, что колен во время
молитвословия не преклоняли с вечера субботы до вечера воскресения, и во все
дни Пятидесятницы, а молились между псалмами лишь стоя, с воздеянием рук (кн.
2, п. 12).
101.
Пр. Кассиан замечает, что к псалмопению в общих собраниях было прилагаемо два чтения из Писания: в простые дни одно из
Ветхого, а другое из Нового Завета. А в субботу и воскресение – оба чтения из
Нового Завета: одно из Апостола, а другое из Евангелия. Это же, говорит,
делалось и во все дни Пятидесятницы (кн. 2, п. 6). И в уставе поминается про
чтение на молитвословиях общих, без определения, что читалось (п. 13). Когда в
уставе говорится, что недельные церковные, вступая в недельничание свое,
требовали, если была нужда, книг, и им доставляли их, – эти книги, верно, были
Евангелие, Апостол и Ветхозаветные Писания. Ибо никаких богослужебных книг не
имелось.
106.
Порядок молитвословий в продолжение дня шел у них такой.
В полночь,
собравшись в Церковь, пели 12 псалмов и возвращались в свои келии
далеко до рассвета, но спать не ложились, а продолжали бдеть
в молитве и богомыслии, принося чрез то Богу свою частную жертву. Чтоб
не одолевал сон, они брали в руки работу,
например, плетение или витие вервей из пальмовых ветвей, которое можно
исполнять и в темноте. Так шло до рассвета.
Утром, собирались
на домашнюю молитву, после которой смотритель дома иногда (три раза в
неделю) говорил им поучение. После этого, пересмотревши и вместе обсудивши, что
говорил смотритель, если было поучение, братия расходились по келиям (п. 20) и садились за работу урочную, которую и совершали
молча, богомысленно читая на память псалмы или
что-либо из Писания, и не выходя никуда без крайней нужды и не заводя ни
с кем бесед (Касс. кн. 2, п. 15).
В полдень собирались
на общую молитву и пели 12 дневных псалмов, после чего в непостные дни следовала
трапеза и по трапезе опять работа.
В 9 часов, – наших 3, – собирались еще на общую молитву и
совершали три молитвы, после чего, в постные дни следовала трапеза. Идя
в трапезу и возвращаясь и во время ее, богомысленного размышления по руководству
Писания не прекращали. После стола сего до вечерни
опять шла работа с тем же богомысленным занятием. Пред заходом солнца собирались и еще на общую молитву и
пели 12 вечерних псалмов, после чего Авва обители, когда хотел или
находил нужным, говорил поучение. Затем расходились по домам и, совершив 6 домашних молитв по образцу церковных,
шли в келии спать, и выходить уже без крайней нужды никто не мог (п. 126).
Таким
образом, с минуты пробуждения у Тавеннисиотов во весь день молитва сменялась
работою и работа молитвою. Богомыслие же не пресекалось, что бы они ни делали. Это и есть то тайное в сердце поучение, о коем часто
поминается в отеческих Писаниях.
Пр. Кассиан свидетельствует, что иноки Египта и Фиваиды не ограничивались одним
уставным молитвословием, но напрягались все время дня пребывать в умной молитве
и Богомыслии (кн. 3, п. 1, 2).
107. В 142-м пункте устава говорится: будет ли брат плыть по реке в
лодке, или будет в дороге и в поле, или на каком-либо ином послушании вне
обители, часов псалмопения и молитвы не должен пропускать. В житии пр. Феодора
поминается, что когда приходилось ему выходить из монастыря с братьями на
несколько дней для собирания дров или нарезывания ветвей, то у него там и
псалмопение с молитвами шло, как обычно, и поучения к братиям не прекращались.
Так, конечно, поступали и все другие всегда, как случалось быть вне обители
одному или многим, или всем (п. 189).
Комментариев нет:
Отправить комментарий