«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

пятница, 14 мая 2021 г.

Бесноватый

 


Житие пр. Феодора Освященного

       Был и другой подобный случай, только не с одинаковыми последствиями. Брат Моисей, часто исправляемый, оставался в обычной своей неисправности. Однажды пр. Феодор послал его вместе с другими братиями на некоторый остров Нила собирать травы, которые солили для стола братий, но к концу пятого дня послал за ним, чтоб шел скорее в монастырь. Тот ответил было, что придет вместе с другими, когда кончат работу, но был принужден покориться.

       Когда он возвращался, пр. Авва был в то время с Псентаисием и Исидором и очень скорбел о сем брате. Увидев его, он сказал ему: «Легче бы было мне, брат мой, если б мне сказали, что ты умер телом, нежели знать, что ты умираешь душою своею. Не толковал я разве тебе, не убеждал разве тебя столько раз в келии твоей – бросить злые помыслы, какие ты обвык вращать в уме своем? Ты всегда говорил мне, что это все вражеские внушения. Но не говорил ли я тебе, что ты сам призываешь к себе врага развращением сердца своего и сам отдаешься ему прежде, чем он приступает к тебе с искушениями.   И вот я вижу, что он теперь совсем овладел тобою».

       Моисей, по упорству в зле, начал оправдываться и прикрывать грех свой, но пр. Феодор определенно указывал ему время и место, где и когда он предавался худым помышлениям своим и своему ласкосердству, и как он все еще хотел сваливать вину на врага, сказал ему: «Доселе Бог щадил тебя и не попускал злому бесу вселяться в тело твое на мучение тебе, но как ты сам дал ему место в себе, то наконец и присуждено тебе такое наказание. Отселе ты не будешь более в монастыре, я должен выгнать тебя отсюда».

       После сего он велел четырем братиям, какие посильнее, вывесть его из монастыря и отвести в ближайшую деревню. Но лишь только вышел он за монастырские ворота, как бес овладел им, и сии четыре брата едва могли довесть его до деревни, связав его крепко веревками.

       Скорбь о погибели сего брата скоро была вознаграждена радостью о благом конце и несомненном спасении другого. Пр. Феодор в один день сидел с братьями. Вдруг радостью просияло лице его, и он сказал: «Радуйтесь, братья мои! Бог явил великую милость к брату нашему Казуру, что в Птолемаидском монастыре. Душа его разрешена от уз плоти и взята на небо, чтоб вечно наслаждаться райскими сладостями. Это ему не за то только, что он всегда тверд был в вере, но за то, что с чистотою сердечною он украсил себя и всеми другими добродетелями. Если приходилось мне иногда делать ему некоторые замечания по случаю нёбольших его оплошностей, то Бог очистил их скорбями, какие он иногда терпел, и особенно предсмертными болезнями».

       Эти оплошности, о которых поминает здесь пр. Феодор, были его небодренность и разленение во время ночных молитв.

 

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником»», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.81-82)

Комментариев нет:

Отправить комментарий