Был
и другой подобный случай, только не с одинаковыми последствиями. Брат Моисей,
часто исправляемый, оставался в обычной своей неисправности. Однажды пр. Феодор
послал его вместе с другими братиями на некоторый остров Нила собирать травы,
которые солили для стола братий, но к концу пятого дня послал за ним, чтоб шел
скорее в монастырь. Тот ответил было, что придет вместе с другими, когда кончат
работу, но был принужден покориться.
Когда
он возвращался, пр. Авва был в то время с Псентаисием и Исидором и очень
скорбел о сем брате. Увидев его, он сказал ему: «Легче бы было мне, брат мой,
если б мне сказали, что ты умер телом, нежели знать, что ты умираешь душою
своею. Не толковал я разве тебе, не убеждал разве тебя столько раз в келии
твоей – бросить злые помыслы, какие ты обвык вращать в уме своем? Ты всегда
говорил мне, что это все вражеские внушения. Но не говорил ли я тебе, что ты
сам призываешь к себе врага развращением сердца своего и сам отдаешься ему
прежде, чем он приступает к тебе с искушениями. И вот я вижу, что он теперь совсем овладел
тобою».
Моисей,
по упорству в зле, начал оправдываться и прикрывать грех свой, но пр. Феодор
определенно указывал ему время и место, где и когда он предавался худым
помышлениям своим и своему ласкосердству, и как он все еще хотел сваливать вину
на врага, сказал ему: «Доселе Бог щадил тебя и не попускал злому бесу вселяться
в тело твое на мучение тебе, но как ты сам дал ему место в себе, то наконец и
присуждено тебе такое наказание. Отселе ты не будешь более в монастыре, я
должен выгнать тебя отсюда».
После
сего он велел четырем братиям, какие посильнее, вывесть его из монастыря и
отвести в ближайшую деревню. Но лишь только вышел он за монастырские ворота,
как бес овладел им, и сии четыре брата едва могли довесть его до деревни,
связав его крепко веревками.
Скорбь
о погибели сего брата скоро была вознаграждена радостью о благом конце и
несомненном спасении другого. Пр. Феодор в один день сидел с братьями. Вдруг
радостью просияло лице его, и он сказал: «Радуйтесь, братья мои! Бог явил
великую милость к брату нашему Казуру, что в Птолемаидском монастыре. Душа его
разрешена от уз плоти и взята на небо, чтоб вечно наслаждаться райскими
сладостями. Это ему не за то только, что он всегда тверд был в вере, но за то,
что с чистотою сердечною он украсил себя и всеми другими добродетелями. Если
приходилось мне иногда делать ему некоторые замечания по случаю нёбольших его
оплошностей, то Бог очистил их скорбями, какие он иногда терпел, и особенно предсмертными
болезнями».
Эти
оплошности, о которых поминает здесь пр. Феодор, были его небодренность и
разленение во время ночных молитв.
(«Древние иноческие уставы,
собранные свт.Феофаном Затворником»», изд.Спасо-Преображенского Валаамского
монастыря, М., 1994, с.81-82)
Комментариев нет:
Отправить комментарий