СВЯТАГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКАГО,
СОДЕРЖАЩИЙ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ
ПОДВИЖНИЧЕСТВА ВООБЩЕ
1.
Иночество св. Василия Великого и
устроение им
монастырей.
В
355 г. св. Василий оставил Афины и возвратился на родину, не застав в живых
отца своего. Граждане упросили его занять место отца, и он несколько времени
преподавал словесныя науки. Успех в этом несколько увлекал его, и это вероятно
разумел св. Григорий, когда сказал: «возвратясь домой, уступил он нечто миру и
зрелищу, чтобы удовлетворить только желанию многих, потому что сам по себе не
имел расположения жить для зрелища и напоказ» (похвальное слово Григория
Богослова, Сл. 43, стр. 81). Давние однако же, из млада укоренившиеся,
стремления превозмогли, и он решился оставить мир с манившими его надеждами и
угождать Богу в смиренном мироотречном образе жития. Это св. Григорий называет
«вступлением в свои права, моментом, когда он из юноши сделался мужем,
мужественно приступив к любомудрию» (там же). Он отказался от всей славы
внешней учености, как Моисей от жизни при дворе, и перешел к смиренной жизни
(мироотречной), сказал о нем в своем слове Григорий Нисский (ч. 8, стр. 317).
Но
послушаем как говорит об этом решении своем сам св. Василий: «много времени
потратил я на суету, и всю почти юность свою потерял в суетном труде, с каким
упражнялся в том, чтоб уразуметь уроки мудрости, обращенной Богом в юродство;
когда же, наконец, как бы восстав от глубокого сна, обратил взор к чудному
свету истины Евангельской и увидел бесполезность «мудрости князей века сего
престающих» (1 Кор. 2, 6), тогда пролив много слез о жалкой жизни своей,
пожелал я, чтобы дано мне было руководство к первоначальному изучению догматов
благочестия. И прежде всего предметом моего попечения было произвести некоторое
исправление в нраве, развращенном долговременным обращением с людьми дурными. —Итак,
прочитав Евангелие, и увидев там, что действительнейшее
средство к усовершению — продать свое имущество, поделиться им с неимущими братиями
и вообще не заботиться о сей жизни, не вдаваться душою ни в какое пристрастие к
здешнему» (Пис. 215, стр. 123).
Вот
какой путь спасительной жизни указало св. Василию Божественное Евангелие. Истинно евангельская жизнь есть жизнь мироотречная,
среди ли многолюдства или в пустыни.
(«Древние иноческие уставы, собранные
свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М.,
1994, с.213-214)
Комментариев нет:
Отправить комментарий