По
мере даров великих, пр. Феодор и смирением был велик. Сколь искренно он все
относил к милости Божией, ничего себе не приписывая, видно из того, что он
часто рассказывал о своих искушениях и нападениях врага, не дающего ему покоя и
о своих опасениях, как бы не пасть, не оскорбить Бога и не быть отверженным от
Него. – «Если, – говорил он, – Ангелы пали, если случались падения между
Пророками, Апостолами, учениками св. Павла, то как не бояться падений нам,
немощным и ничего доброго не имеющим?»
К
этому присовокупил он однажды пространную речь вообще об опасностях сей жизни,
о страхе и осмотрительности, с какими надлежит нам проводить жизнь свою.
«Вообразите
себе, – говорил он, – гору, возвышающуюся до облак и тянущуюся от востока до
запада, и на верху сей горы дорожку в
несколько пядей, с той и другой стороны окруженную
страшными пропастями. Это есть образ пути, которым идет человек,
отрожденный водою и Духом в св. Крещении и вступивший в иноческую жизнь, под
знамением креста Господня. Думаете ли вы, что ему, когда он ясно видит и
тесноту тропы, и глубину пропастей, готовых поглотить его, сделай он только
мало-мало неверный шаг, можно не быть в чувстве страха и опасения за свою жизнь
во все время течения по сей тропе?»
«Скажу
вам прямо, что пропасти по левую сторону
суть порочные наклонности и страсти, наипаче
плотские, а пропасти по правую сторону суть движения тщеславия и самомнения, которые нападают на
людей, творящих добро и имеющих какие-либо совершенства.
Надобно
идти сквозь эти искушения, нисколько не склоняясь ни на ту, ни на другую
сторону, а всегда строго держась середины, вооружась спасительным страхом Господним. Действуя
так, достигают наконец того блаженного обиталища, где ждет наш Спаситель,
окруженный неисчетным множеством святых небесных сил бесплотных, с многоценными
венцами, которые уготовал Он всем, верно шествующим прямою дорогою в Царствие
Небесное».
«Может
быть, скажет кто, что, судя по этому сравнению, если кто, хоть раз оступится в
шествии своем, позволив себе увлечься какою-либо страстию, то ниспадает в
пропасть пагубы, откуда ему нет возврата. Нет, не та мысль моя.
Напротив,
если кто, раскаявшись с истинным сокрушением, вступает на путь веры и
заповедей, того, если случится ему иногда ослабеть и умалиться в прежней
ревности, так что он бывает в опасности мало-помалу ниспасть в пропасть, Бог,
по милосердию Своему, отводит от края пропасти и поставляет посреди пути, чтоб
он шествовал опять верно.
Это
совершает Он иногда невидимыми
внушениями Своими, печатлеемыми в их сердце и совести, иногда болезнями и
скорбями, иногда встречами с мужами святыми или с грешниками. Из которых
первые своим примером и словом восстановляют в нем прекрасный образ добродетели
и заставляют прилепиться в Нему вседушно, а вторые – своим безобразием
возбуждают отвращение ко греху и ко всему греховному.
Бог
никогда не забывает труда веры и любви, и только сам ты не предавайся
произвольно в руки падения своего, и Он найдет путь к сердцу твоему, чтоб
отрезвить его и опять зажечь в нем огнь ревности о святости и чистоте. И падшие
восстают. Остаются в падении только те, которые не
хотят встать».
(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником»», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.84-86)
Комментариев нет:
Отправить комментарий