«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

понедельник, 24 мая 2021 г.

Уроки пр.Венедикта Нурсийского


 

Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником.

5. Устав преподобного Венедикта Нурсийского

Предисловие

       Слушай сын, уроки учителя и преклони к ним ухо сердца твоего; с любовью прими увещания любящего отца и исполни их делом, да трудолюбным послушанием возвратишься к Тому, от Кого отступил леностным непослушанием. К тебе здесь направляется моя речь, отрекающийся от собственных хотений в намерении ввоиниться Христу Господу, Царю истинному, и восприемлющий крепкия и преславныя оружия послушания.

       Прежде всего, как бы ты ни начинал дело доброе, от Него настоятельнейшею молитвою испрашивай сил для совершения его, и никак не допускай, чтобы Тот, Кто благоволил уже включить нас в сынов Своих был когда-нибудь оскорбляем злыми делами нашими, ибо Ему во всякое время должны мы повиноваться за все Его к нам благодеяния, чтобы иначе Он или как разгневанный Отец не лишил некогда наследия нас, яко сынов непокорных, или, как грозный Владыка, вознегодовав на нас за злые дела наши, не предал непрестающему мучению нас, как рабов неключимых, не восхотевших идти во след Его славе.

       Воспрянем же, наконец, от сна, будучи возбуждаемы Писанием, глаголющим: «Час уже нам от сна востати» (Рим.13:11). И открыв наши очи для боготворнаго света, и притрепетный слух приклонив к Божественному гласу, да внимаем, что внушает он нам, каждодневно взывая: «Днесь аще глас Его услышите, не ожесточайте сердец ваших» (Пс.94:7–8) и еще: «имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет церквам» (Апок.2:29). Что же глаголет он? «Придите чада, послушайте Мене, страху Господню научу вас» (Пс.33:12). «Ходите, дондеже свет жизни имаете, да тма смерти вас не имеет» (Ин.12:35).

       Ища во множестве народа делателя Своего, Господь взывает, говоря: «Кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи?» (Пс.33:13). Если ты, слыша это, ответишь: «се аз,» говорит тебе Бог: «если хочешь иметь живот, удержи язык твой от зла, и устне твои еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо; взыщи мира, и пожени» (_ _14–15). И если сотворите все сие, «будут очи Мои на вас и уши Мои к молитвам вашим: прежде неже воззвати вам, услышу вас, и еще глаголющим вам, реку: се Аз» (Пс.33:16; Ис.65:24). Что сладостнее для нас сего гласа Господа, призывающего нас, возлюбленнейшие братья? – Вот какой путь жизни по благости Своей показывает нам Господь!

       Итак, препоясав чресла наши верою и творением добрых дел, и обувши ноги руководством Евангелия (Еф.6:14–15), потечем во след Его, да сподобимся Зовущего нас узреть в царствии Его. Если желаем обитать в скинии царства Его, да ведаем, что туда достигают не иначе, как если текут путем добрых дел. Спросим с Пророком Господа, говоря Ему: «Господи, кто обитает в жилище Твоем, или к вселится во Святую гору Твою?» (Пс.14:1). И услышим на сей вопрос ответ Господа, показующий нам путь в жилище Его: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и глаголит истину в сердце своем, иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя» (Пс.14:2–3). Тот, кто злобного дьявола, внушающего ему что-либо недоброе, с самым внушением его отревая от взоров сердца своего, обращает в ничто, и «младенцев его» – злыя помыслы – «разбивает о камень» – Христа; кто, боясь Господа, не превозносится добрыми делами своими, но самое совершение их не себе, но Господу приписывая, величает действующего в нем Господа, говоря с Пророком: «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс.113:9), как и Апостол Павел ничего из успехов проповеди не приписал себе, говоря: «благодатию Божией есмь, еже есмь» (1Кор.15:10), и как он же опять говорит: «хваляйся о Господе да хвалится» (2Кор.10:17).

       Почему и Господь в Евангелии говорит: «Всяк иже слышит словеса Моя сия, и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени, и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветры, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени» (Мф.7:24–25). Возвестив сие, Господь ожидает, что на сии святые внушения Его, мы возответствуем делами нашими, почему в чаянии исправления нашего отстрочивает Он и конец жизни нашей, как говорит Апостол: «не ведаешь разве, яко благость Божия на покаяние тебя ведет?» (Рим.2:4). Ибо Всеблагий Господь говорит: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу бытии ему» (Иез.18:23).

       Итак, братия, вопросили мы Господа, кто может сделаться обитателем жилища Его, и услышали заповеди, к коим обязывается желающий обитать в нем. Теперь, если исполним, что повелевает нам сей обучитель, то несомненно будем наследниками царства небесного. Уготовим же сердца наши и тела к воинствованию во всеоружии святаго послушания заповедям, а к чему не сильна природа наша, на то будем просить Господа, да благоволит Он ниспослать нам помощь Божественной благодати Своей. Если истинно желаем избежать мук геенских и сподобиться нескончаемой блаженной жизни, пока есть время, пока еще мы в теле сем, будем делать то, что пригодно для вечности.

       В сих видах изображена нами школа служения Господу, в установлениях которой, надеемся, нет ничего жестокого, ничего тягостного. Но если и показывается что, по требованию закона правды, для исправления пороков и сохранения любви, несколько стеснительным, не поражайся от того страхом и не беги от пути спасения, котораго начать нельзя иначе, как тесным шествием (Мф.7:13–14)... С продолжением сего рода жизни в вере, расширится сердце, и течение путем заповедей Господних пойдет с неизъяснимою сладостию любви; так что, если не оставим сего училища и в обучении его пребудем до смерти, то чрез терпение соделаемся причастными страданий Христовых, а затем сподобимся наследий Царствия Его.

 

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.591-594 )

Комментариев нет:

Отправить комментарий