2. О шести помышлениях святых
Во-первых:
О
Господе Боге должны мы помышлять и памятовать, да возвеселимся упованием на
Него, подражая блаженному Давиду, который говорит о себе: «помянух Бога и
возвеселихся» (Пс. 76:4).
Во-вторых:
О
страдании Христовом, чтоб и самим благодушно все переносить ради Его,
непрестанно помышляя и в уме вращая, как всемогущий Господь и вечный Сын Божий
нисшел с небесной высоты, облекся в человеческое тело, вознесен был на крест в
сем святом теле, возвратил через то все вышние царства к миру с нами. Излил
бесценную кровь на землю, и тем открыл нам земным путь горе, да будем
согражданами Ангелов.
В-третьих:
О
часе исхода нашего, чтобы быть всегда к нему готовыми. Вся жизнь человека, вся
мудрость – в помышлении о смерти. Одного этого дня трепещут и все мудрые.
В-четвертых:
О
дне суда, чтоб готовиться дать ответ. Велик сей день и достоин того, чтобы мы о
нем помышляли и помнили. В сей день разорит Господь творение, созданное Им в
начале. Се Господь сотрясет землю и обнажит ее. Небо и земля прейдут, и откроет
Господь лице ее, т.е. откроет землю, и изыдут мертвые из гробов своих, и все
дела людей провозглашены будут всенародно.
Все
равно предстанут пред судищем Христовым: «и ничтоже есть покровенно, еже не
открыется, и тайно, еже не уведено будет» (Мф. 10:26), – только грехи,
прежде очищенные покаянием, Господь на суде покроет.
В этот
день никто из нечестивых не избежит великого гнева Божия. Посему, наперед
надобно нам помнить, что говорит блаженный Давид: «благ муж, щедря
и дая, устроит словеса свои на суде, яко во век не подвижется» (Пс. 111:5).
В-пятых:
Чтобы
бояться того страшного мучения, о котором говорит Исаия: «червь их не
скончается, и огнь их не угаснет» (Ис. 66:24). Червь – т.е. совесть,
ибо мучимые будут сознавать, что по делам терпят такие муки.
В-шестых:
О
вечной жизни, чтобы желать достигнуть туда, где Святые наследят радость и
веселье, и откуда отбежат страх и болезнь.
Сими
шестью помышлениями душа праведного побеждает врага, и ими охраняется от него. Всегдашнее
усердное памятование и помышление о Господе расположит любить Его паче всего,
чтобы после века сего и во всю вечность, с Ангелами и Архангелами и всеми
Святыми любить Его, благодатию Его же Самого, Живущего и Царствующего во веки
веков. Аминь.
(«Древние иноческие уставы, собранные
свт.Феофаном Затворником»», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря,
М., 1994, с.192-194 )
Комментариев нет:
Отправить комментарий