Мы можем смотреть, как на доказательство его
смирения, и на его дивное терпение, которое он показывал во всяком случае, и
которому не изменял никогда.
Пришел
к нему один анахорет. Ведя с ним беседу, пр. Пахомий велел ученику своему
Феодору приготовить что-нибудь поесть пришедшему брату. Враг, хотевший искусить
святого Авву нетерпеливостью, сделал, чтоб
Феодору послышалось совсем другое, нежели, что было сказано. То же самое
случилось и когда он, видя что Феодор ничего не делает, дал то же приказание
эконому, случайно тут проходившему.
Тогда
пр. Пахомий, не зная о вражеской козни, видя только, что ни Феодор, ни эконом
не делали, что им было приказано, рассудил сам в себе, что верно Господь
попустил это, чтоб он показал опыт своего терпения в настоящем случае. Почему
встал с радостным лицем и сам приготовил, что нашлось для угощения своего
гостя.
Проводив
потом гостя, он позвал к себе Феодора и эконома и спросил их, что значит, что
они его не послушались. Они отвечали, что они ничего другого не слыхали, как
приказание оставить его посвободнее побеседовать с анахоретом.
Из
этого ответа пр. Пахомий увидел вражескую кознь, и со вздохом сказал:
«Благословен Господь, подавший мне терпение и давший уразуметь кознь злого
духа. Научитесь из этого, дети мои, хранить кротость и терпение в подобных
случаях, ибо я знаю, что враги нашего спасения непрестанно расставляют нам сети
на искушение наше. Я часто слыхал, что говорили они между собою об этих
устрояемых ими для нас искушениях.
Один говорил: «Я имею дело с таким человеком, который
стоит мне большого труда, ибо как только я захочу его искусить, он тотчас
устремляется к Богу умом своим, и вооружась молитвою, заставляет меня удалиться».
Другой, напротив, говорил: «А я имею дело с таким
человеком, который не дает мне никакого труда. Я ему подлагаю все, что ни
захочу, и что бы я ни внушил ему, он тотчас готов бывает то исполнить. Таким
образом я с ним в больших ладах».
Так-то,
дети, бодрствуйте над собой со всем вниманием, чтоб обезопасить себя от козней
вражеских и ограждайте себя непрестанно покланяемым именем Господа нашего
Иисуса Христа, ибо при этом враг никогда не проведет и не преодолеет вас».
(«Древние иноческие уставы,
собранные свт.Феофаном Затворником»», изд.Спасо-Преображенского Валаамского
монастыря, М., 1994, с.39-40)
Комментариев нет:
Отправить комментарий