«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

среда, 12 мая 2021 г.

Сети наших врагов

 


Жизнь преподобного Пахомия.

Мы можем смотреть, как на доказательство его смирения, и на его дивное терпение, которое он показывал во всяком случае, и которому не изменял никогда.

       Пришел к нему один анахорет. Ведя с ним беседу, пр. Пахомий велел ученику своему Феодору приготовить что-нибудь поесть пришедшему брату. Враг, хотевший искусить святого Авву нетерпеливостью, сделал, чтоб Феодору послышалось совсем другое, нежели, что было сказано. То же самое случилось и когда он, видя что Феодор ничего не делает, дал то же приказание эконому, случайно тут проходившему.

       Тогда пр. Пахомий, не зная о вражеской козни, видя только, что ни Феодор, ни эконом не делали, что им было приказано, рассудил сам в себе, что верно Господь попустил это, чтоб он показал опыт своего терпения в настоящем случае. Почему встал с радостным лицем и сам приготовил, что нашлось для угощения своего гостя.

       Проводив потом гостя, он позвал к себе Феодора и эконома и спросил их, что значит, что они его не послушались. Они отвечали, что они ничего другого не слыхали, как приказание оставить его посвободнее побеседовать с анахоретом.

        Из этого ответа пр. Пахомий увидел вражескую кознь, и со вздохом сказал: «Благословен Господь, подавший мне терпение и давший уразуметь кознь злого духа. Научитесь из этого, дети мои, хранить кротость и терпение в подобных случаях, ибо я знаю, что враги нашего спасения непрестанно расставляют нам сети на искушение наше. Я часто слыхал, что говорили они между собою об этих устрояемых ими для нас искушениях.

       Один говорил: «Я имею дело с таким человеком, который стоит мне большого труда, ибо как только я захочу его искусить, он тотчас устремляется к Богу умом своим, и вооружась молитвою, заставляет меня удалиться».

       Другой, напротив, говорил: «А я имею дело с таким человеком, который не дает мне никакого труда. Я ему подлагаю все, что ни захочу, и что бы я ни внушил ему, он тотчас готов бывает то исполнить. Таким образом я с ним в больших ладах».

       Так-то, дети, бодрствуйте над собой со всем вниманием, чтоб обезопасить себя от козней вражеских и ограждайте себя непрестанно покланяемым именем Господа нашего Иисуса Христа, ибо при этом враг никогда не проведет и не преодолеет вас».

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником»», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.39-40)

Комментариев нет:

Отправить комментарий