Вот что
говорил он о тех, которые будучи во всем исправны, допускают иногда послабление
себе в чем-либо одном, показывая, как это опасно.
«Положим,
– говорил он, – что какой-либо дом имеет сто комнат, и хозяин его одну из них
продает какому-либо чужому человеку. Может ли он быть уверен, что этот чужой,
будучи однажды введен в дом, мало-помалу не втеснится и во все другие комнаты,
а потом не доберется до покоев и самого хозяина, в какой отдаленной части дома
ни находились бы они?
Конечно,
нет. То же самое бывает и с человеком, преуспевающим в добродетели. Пусть он
стяжал много добродетелей, но если, по разленению и козням врага, который
всегда готов воспользоваться нашею небрежностью, он потеряет одну из них, то
это будет то же, что ввесть в себя врага, открыть ему свободный вход в дом
свой. Если такой не опомнится, не отрезвится, и не возвратит потерянного, то
враг скоро успеет отнять у него и другую какую-либо добродетель, там третью, а
далее, одну за другою, и все. Так что наконец завладеет и им самим всем.
Вот
почему, коль скоро заметит кто в себе небрежность в отношении к одной
какой-либо добродетели, пусть поспешит придти в себя, оживить свою ревность и
употребить все усилья, чтоб восстановить себя в прежний строй. Этим способом он
не только предотвратить новые потери и возвратит потерянное, но еще значительно
подвинется вперед на пути к христианскому совершенству».
(«Древние иноческие уставы, собранные
свт.Феофаном Затворником»», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря,
М., 1994, с.44)
Комментариев нет:
Отправить комментарий