«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

понедельник, 10 мая 2021 г.

Послабление себе в чем-либо одном

 


Жизнь преподобного Пахомия.

        Вот что говорил он о тех, которые будучи во всем исправны, допускают иногда послабление себе в чем-либо одном, показывая, как это опасно.

       «Положим, – говорил он, – что какой-либо дом имеет сто комнат, и хозяин его одну из них продает какому-либо чужому человеку. Может ли он быть уверен, что этот чужой, будучи однажды введен в дом, мало-помалу не втеснится и во все другие комнаты, а потом не доберется до покоев и самого хозяина, в какой отдаленной части дома ни находились бы они?

       Конечно, нет. То же самое бывает и с человеком, преуспевающим в добродетели. Пусть он стяжал много добродетелей, но если, по разленению и козням врага, который всегда готов воспользоваться нашею небрежностью, он потеряет одну из них, то это будет то же, что ввесть в себя врага, открыть ему свободный вход в дом свой. Если такой не опомнится, не отрезвится, и не возвратит потерянного, то враг скоро успеет отнять у него и другую какую-либо добродетель, там третью, а далее, одну за другою, и все. Так что наконец завладеет и им самим всем.

       Вот почему, коль скоро заметит кто в себе небрежность в отношении к одной какой-либо добродетели, пусть поспешит придти в себя, оживить свою ревность и употребить все усилья, чтоб восстановить себя в прежний строй. Этим способом он не только предотвратить новые потери и возвратит потерянное, но еще значительно подвинется вперед на пути к христианскому совершенству».  

 

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником»», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.44)

Комментариев нет:

Отправить комментарий