«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

четверг, 13 мая 2021 г.

Борьба с гневом

 


Житие пр. Феодора Освященного

       После сего пр. Авва представил им, как спасительно не уступать страстям, а напротив мужественно вступать в борьбу с ними, упражняя себя в противоположных им добродетелях и чтоб более воодушевить к этому припомнил слова великого Пахомия.

       «Хочу напомнить вам об одном приеме в борьбе, который часто был внушаем нам пр. Отцом нашим. Именно, кто хочет преодолеть какую-либо в себе страсть, гнев например, тот пусть, когда случится ему, положим, встретить насмешку от кого, вместо того, чтобы приходить от этого в раздраженье и серчать, говорит сам в себе: «Добре-добре! Вот представляется мне случай стяжать в свою пользу серебряную монету», – и с этим словом пусть напряжется подавить восстающие движения гнева.

       Если сделает так – монета приобретена. Если к насмешке прибавится еще и какая-либо напраслина, то пусть он говорит в себе: «А тут представляется случай еще к большей прибыли. Не надо его упускать, не воспользовавшись им, как следует».

       Нет сомненья, что кто будет так действовать во всех случаях, возбуждающих гнев, тот дойдет, наконец, до того, что гневливость его совсем укротится. Гневаемся от того, что не берем в рассуждение стоит ли гневаться, и не соображаем, что гневаясь, терпим потери и делаем себе вред, а подавляя гнев, приобретаем и избегаем вреда собственно от гнева происходящего. Серчание значит, что мы еще плоть, и что плотяно все, к чему лежит наше сердце».

       Чтоб расположить их с большим усердием противостоять гневу, он представлял им в пример мучеников, которые не только мужественно терпели всякого рода мучения, но желали еще больших, и в самых нестерпимых страданиях молились за своих мучителей.

        Наконец, он заключил свою речь следующими многоназидательными словами: «Скажите мне, прошу вас, что такое сделали мы, что хоть сколько-нибудь могло бы идти в сравнение с дивным наследием, которое благоволил уготовить нам милостивый Господь? 

Смерть что ли подъяли мы за имя Господа Спасителя, или по крайней мере потерпели гонение за веру в Него? 

Трудимся, но не довольно ли в воздаяние за этот ничтожный труд уважения, которым окружают нас люди? 

Не много ли даже и этого, если воздаяние определять меру в меру? 

Но дивитесь беспредельной благости Божией, по которой за малый труд нам уготовано воздаяние, которому меры нет. 

Бог действует в отношении к нам подобно тому, как если бы какой богатый человек сказал скудельникам: 

«Принесите мне все наработанные вами скудельные сосуды, и дайте мне свободу сделать с ними, что хочу, хоть бы перебить их и разбросать. Я же вам за них дам сосуды золотые, наполненные драгоценными камнями»».

 

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником»», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.86-87)

Комментариев нет:

Отправить комментарий