Жизнь преподобного Пахомия.
Тихая кротость и снисходительность составляли основную
черту его характера. Можно сказать даже, что он не соблюдал должной меры в сих
добродетелях. Опыты его деяний представляют много тому примеров. Когда начали
собираться в большом количестве желавшие жить под его руководством, то, не
могши по доброте своей отказать приходившим, и вместе не имея возможности
подвергнуть их строгому предварительному испытанию, он по необходимости набрал,
вместе с хорошими, не мало и таких, с которыми трудно было управляться. Они не
хотели сообразоваться с теми правилами, какие внушал им пр. Пахомий, а между
тем без исполненья их нельзя было преуспевать в духовной жизни.
Ни
замечания, ни увещания не оказывали на них никакого действия. Они не обнаруживали
никакого знака поправления, ни даже доброй к тому воли. Пр. Пахомий, скорбя об
их ожесточении, по любви к ним и искреннему желанию им спасения, прибег к
молитве, которая всегда была единственным для него прибежищем во всех
встречаемых им затруднениях. Простершись на земле, он обратился в один день к
Богу с такою молитвою: «Ты, Господи, повелел нам любить ближнего, как себя
самого. Молю убо Тебя, яви милость Твою к этим ослепленным, и воззри на них
благоутробным оком милосердия Твоего, чтоб, вошедши в себя самих, с искренним
раскаянием, восприняли они на себя иго заповедей, какое возлагает на них наше
звание, и воодушевившись надеждою на Твою помощь, вступили на должный путь на
ряду с другими братиями».
Худое
настроение их ненаказанных сердец было, конечно, причиною того, что молитва сия
осталась без доброго на них действия. Но пр. Пахомий не терял еще терпения в
отношении к ним, ибо любовь не знает утомления.
Он придумал для них особого рода средство приучить их к должной иноческой
жизни, начав с легчайшего. Почему дал им правило жизни, отличное от общего,
которое исполнять они могли без особого напряжения и труда, но и это не имело
успеха. Своенравники, по своему злоумию и ожесточению сердца, отказались
подчиниться и ему. Желая жить по своей воле, без всякой зависимости и
подчинения, они оставили братство, и удалились с такою быстротою, какой обычно
быть у объятых паническим страхом.
Если
нельзя было пр. Пахомию не пожалеть погибели этих несчастных, то эта скорбь с
избытком вознаграждалась утешением при виде дивных успехов прочих братий. После
них братство послушных учеников уподоблялось полю, очищенному от плевел, на
котором доброе семя широко разрастается и дает обильный плод. Но нельзя не
дивиться непоколебимому терпению святого старца с каким он сносил этих
недобрых, пока Господу неугодно было Самому избавить от них его и братство.
Из
этого обстоятельства научаемся, что как миряне, придерживаясь святых уставов,
каким следуют мироотречники, удобно могут преуспевать в совершенстве
христианской жизни, так мироотречникам, когда они предаются нерадению и
лености, ни к чему не служат ни превосходство их звания, ни молитвы их
отцов духовных, ни снисхождение, какое оказывается сими последними к их немощам.
Хладность в душе иноков – знак смерти духовной.
(«Древние иноческие уставы, собранные
свт.Феофаном Затворником»», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря,
М., 1994, с.26-27)
Комментариев нет:
Отправить комментарий