«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

вторник, 6 апреля 2021 г.

Материлизация крестика


                                                                   

 70.

       В 1864 году, летом, прибыл к нам в село молодой человек, лет 25-ти, рассказывает один приходской священник, и поселился в чистеньком домике. Этот господин сначала никуда не выходил, а недели через две я увидел его в церкви. Несмотря на молодые лета, лицо его было помято, морщины кое-где легли целыми складками и невольно говорили, что не без бурь и потрясений прошло его юношество. Он стал часто посещать нашу церкву, и не только в праздники, но и в будни можно было его видеть молящимся где-нибудь в углу при слабом мерцании лампадки. Он всегда приходил рано, уходил позднее всех, и каждый раз с каким-то особенным благоговением целовал крест.

       Вот что передает о себе этот молодей человек. Отец мой был мелкопоместный помещик в Я-ской губернии, Д…уезда. Принадлежала ему одна деревенька. Тихо, плавно текла моя жизнь, и я был примерный ребенок. Но вот мне исполнилось десять лет, и я поступил в одно из среднеучебных заведений. Тяжело было мне привыкать к новой жизни. В заведении я уже не слышал более того теплого, истинно религиозного наставления, какое мне давали дома на каждом шагу.

       Сначала я был религиозен и часто молился, но эта молитва была нередко причиной насмешек моих товарищей. Все воспитанники этого заведения без надзора родителей были страшными кощунами, и их язвительные насмешки сыпались градом на мою голову за мою религиозность. Поддержки у меня не было, и моя охота к молитве слабела с каждым днем. Сначала потому, что я стыдился товарищей, а потом опущение молитвы обратилось уже мне в привычку.

       Я пристал к моим товарищам, и молитва уже более никогда не приходила на ум. Беседы и разговоры наши были самые грязные, богопротивные. Насмешки над Священным Писанием, над богослужением, над усердием и религиозностью некоторых священников и простого народа, - вот что было постоянным предметом наших разговоров. Сначала меня коробило от всего этого. Потом время и общество притупили во мне и это последнее проявление доброго, остаток домашнего воспитания. Но все-таки, как я ни опошлился в этой среде, во мне было сознание того, что я грешу перед Богом. А между тем я продолжал делать то же, что и товарищи.

       Время шло. Я перешел в последний класс и тут-то окончательно совершилось мое падение. Прежние насмешки над священными обрядами и религиозностью людей перешли в полное осмеяние всей Божественной религии. Я сделался отъявленным материалистом. Бытие Бога, бессмертие души, будущая загробная жизнь – все это я считал порождением фантазии и зло смеялся над всем. Крест – это орудие нашего спасения, я сбросил с себя и с каким-то презрением смотрел на него… Когда я стоял в церкви по приказанию начальства, как я издевался, как смеялся над отправлением Божественной службы! Когда наступали постные дни, я нарочно старался поесть скоромного, чтобы показать полное презрение к церковным постановлениям. Святые иконы, жития святых были главными предметами моих насмешек. Всегда перед принятием Св.Таин, я старался хоть чего-нибудь поесть и потом уже шел к причастию. Одним словом, в эту пору я был каким-то извергом, а не человеком.

      Но вот наступило время выхода моего из заведения, и тут-то я ринулся со всей силой в бездну погибели, и много, много я увлек за собой чистых, невинных душ!..

       В один год  померли от холеры мои добрые родители. И их-то теплая молитва перед престолом Всевышнего, должно быть, повела к исправлению их сына. По получении известия о их смерти, я отправился в село к ним на могилу. Странно: как я ни опошлел, как ни смеялся над всеми святыми чувствами человека, все-таки привязанность к родителям осталась, и холодный развратный ум уступил голосу сердца – желание побывать на могиле - и не осмеял его. Это я приписываю особенному действию Промысла Божия, потому что эта поездка на родину была началом моего исправления. Приехавши в родное село, я спросил церковного сторожа, где могила таких-то и, не думая перекреститься на церковь, отправился к указанному месту…

       Вот уже могила от меня в шагах десяти, вот уж я вижу свежую насыпь, но …вдруг потемнело у меня в глазах, дыхание захватило, голова закружилась, и я упал без памяти на землю. Не знаю, что со мной тут было, только я пришел в сознание уж в квартире, нанятой моим слугой у одного крестьянина. Из рассказов его я узнал, что все окружавшие меня думали, что со мной удар. Потому что я был без памяти, с багровым лицом и пеной у рта. На другой день я встал однако совершенно здоровый и, как ни ломал голову, не мог объяснить себе, отчего со мной сделался такой припадок.

       Потом я опять в те же часы дня отправился на могилу. Но каково мое было удивление, когда и в этот раз случилось со мной то же, что вчера. Думая, что меня постигла падучая болезнь, периодически возвращающаяся в известные часы дня, я на третий день остался дома и припадка не было. Но когда я пошел на четвертый день и стал только приближаться к могиле, прежний припадок снова повторился. Вставши утром на другой день, я встретил своего слугу каким-то испуганным и боящимся меня. После я узнал, что он тут же порешил, что в этих припадках что-то не доброе, и что я должно быть слишком грешен, коли Господь не допускает меня до могилы родителей. Счастливее меня он тогда был. У него была вера в Промысел, вера в Бога, а я был жалкий человек, и не хотел во всем признавать перста Божия.

       Впрочем, меня довольно озадачили эти странные припадки, и я послал на ближайшую станцию за доктором. Доктор обещался прибыть на другой день и, в ожидании его, я уснул часов в 12 ночи. Утром я проснулся рано, и Боже мой! Страшно вспомнить: я не мог пошевелиться, язык не повиновался, я лежал весь расслабленный, тело мое было все в огне, губы высохли, я чувствовал страшную жажду и окончательно упал духом.

      Явился доктор, осмотрел меня и дал лекарства без затруднения, но потом долго просиживал около меня, кусая губы. И однажды, после шестинедельного лечения написал мне на бумаге: «Имея дело с мужчиной, я всегда открыто говорю о его болезни, как бы она ни была опасна. Ваша болезнь необъяснима, несмотря на мои усилия понять ее, поэтому, не предвидя успеха от трудов моих я оставляю вас ждать, когда она сама собой откроется». Каков же был мой ужас, когда меня оставляла человеческая помощь, на которую я только и надеялся! У другого есть надежда на высшую помощь, но ее отверг мой развращенный ум. С каждым днем болезнь моя усиливалась и осложнялась: на теле появились прыщи, которые перешли в гнойные раны, от них несся смрадный запах. Я не знал, что и делать. Целые ночи я не спал и не находил себе покоя.

       Но вот однажды, только что я стал засыпать, вдруг чувствую в своей руке чужую руку. Я вздрогнул, раскрыл глаза, и, Боже мой! Передо мной стояла моя мать. Я не мог вообразить, каким образом она очутилась передо мной… Да ведь она умерла, подумал я, как же она явилась мне? А между тем сердце билось во мне. Мать моя была вся в белом, и только в одном месте виднелось черное пятно. Лицо ее было сумрачно, и она была вся в каком-то полумраке.

      «Я твоя мать», - начала она, - «твои беззакония и твоя распутная жизнь, полная неверия и безбожия дошли до Господа, и Он хотел истребить тебя, стереть с лица земли. Ты не только погубил себя, но даже запятнал и нас. И это черное пятно на моей душе твои тяжкие грехи. Господь, говорю, хотел поразить тебя. Но отец твой и я молились перед престолом Всевышнего о тебе, и Он захотел обратить тебя к Себе не милостью, потому что ты этого не мог понять, а строгостью. Он знал, что одна могила наша для тебя дорога здесь, и потому не допустил тебя к ней, поражая сверхъестественной болезнью, дабы ты признал над собой высшую силу, тобой отвергнутую. Но ты не обратился. Потом Господь послал меня к тебе. Это последнее средство для твоего исправления. Ты не признавал Бога, будущей жизни, бессмертия души, - вот же тебе доказательство загробной жизни: я умерла, но явилась и говорю с тобой. Уверуй же в отрицаемого тобою Бога. Вспомни твою мать, которая, жизни не жалея, старалась сделать из тебя истинного христианина!» С этими словами лицо ее более помрачилось, раздались в комнате рыдания ее, и потрясли всю мою душу…

       «Еще раз заклинаю тебя, - продолжала мать, - обратись к Богу. Ты не веришь и, может быть, думаешь объяснить мое явление тебе расстройством твоего воображения, но знай, что твои объяснения ложны, и я своим духовным существом теперь предстою пред тобою. И в доказательство этого, вот тебе крест, отвергнутый тобой. Прими его, иначе погибнешь. Уверуй, и твоя болезнь исцелится чудесным образом. Погибель и вечный ад тебе, если ты отвергнешь меня!» Так сказала мать, и скрылась. Я опомнился и увидел в руке своей маленький крестик.

       Все это до самой сокровенной глубины потрясло мою душу. Совесть поднялась со свей силой. Прежние убеждения рушились и я в минуту, кажется, переродился. Какое-то сладостное, непонятное чувство у меня явилось в груди. И я хотел уже поблагодарить Бога за Его милость, но в эту минуту вошел мой слуга с чайной чашкой, наполненной водою. «Испей-ка, батюшка, может и полегче будет. Это святая водица с животворящего креста», - проговорил он. Я с радостью принял его предложение и, приподнятый им, выпил воды.

       Господи! Не могу без волнения вспомнить этой чудной минуты. Я тут же почувствовал себя здоровым: члены стали повиноваться, язык стал свободно говорить, на месте струпов остались одни только пятна… Я встал и первым моим делом было помолиться перед образом, который принес слуга. После этого я пошел в церковь и там молился, и сколько было искренности в этой непритворной молитве! Тут же я отправился на дорогую могилу, целовал ее и плакал, и эти горячие слезы омывали прежнюю мою жизнь и были раскаянием блудного сына. (Нижегород. Епархиал. Ведом. 1865 г. № 24).

 

(Д.Г.Булгаковский, «Явление умерших из загробного мира от глубокой древности до наших дней», с.108, объединение «МАШМИР», 1992 г., печатается по тексту второго издания, дозволенного цезурой, С-Петербург, 24 мая, 1900 года).

Комментариев нет:

Отправить комментарий