«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

вторник, 30 марта 2021 г.

Обет между приятелями


 

4

       Более сорока лет тому назад я знал двух молодых людей, рассказывает один из военных ветеранов. Они служили в переяславском конно-егерского полку обер-офицерами г.А-в, православного вероисповедания, и г.Ш-р, лютеранского. Эти два молодые мои приятели были друзьями между собой. Они дали друг другу обет, что тот, кто из них прежде умрет, придет к оставшемуся в живых и скажет, что бывает с человеком по исходе души, и что ожидает их в будущей жизни.

      Несколько лет я не видал ни того, ни другого, однако же знал, что один из них, именно Ш-р умер. В 1836 году мне предстояла надобность быть в Тамбове, откуда в 25 верстах проживала в селе З. тетка моя В.А.С. Я приехал к ней с намерением пробыть у ней несколько дней. 

      В первый день моего приезда она рассказала мне об одном страннике, посвятившем себя Богу. Он ведет самую строгую жизнь, говорила она, так что, почитая себя недостойным входить в храм, часто становится у порога и, несмотря на холод, стоит босиком, носит монашеское полукафтанье т опоясывается ремнем.

       - «Не хотите ли видеть его?» - спросила она меня, он теперь у меня. Я попросил познакомить меня с ним. Странник по приглашению моей тетки, пришел и что же? Это был А-в. 

Я вскочил с места, подбежал к нему и вскричал: «А-в, это вы?» 

«Да, П…, это я», - отвечал мне странник, и мы с ним обнялись.

       - Какими судьбами ты сделался таким?

      Он объяснил мне, что по данному обету, его друг Ш-р явился ему не в сновидении, а наяву, и рассказал, что испытывает душа по исходе из тела, а что именно, говорить мне запрещено, прибавил А-в. Но чтобы сколько-нибудь понять, что это такое, достаточно тебе видеть на мне вот эту свитку. Вот причина, по которой я, продав свое богатое имение, употребил деньги на богоугодные дела и хожу, как бедный грешник, умоляя Господа о прощении грехов. Надеюсь, Господь меня не оставит. (Душеполезное Чт. 1861 г. Ч.1).

 

 (Д.Г.Булгаковский, «Явление умерших из загробного мира от глубокой древности до наших дней», с.20, объединение «МАШМИР», 1992 г., печатается по тексту второго издания, дозволенного цезурой, С-Петербург, 24 мая, 1900 года).

Комментариев нет:

Отправить комментарий