«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

четверг, 11 марта 2021 г.

Перешли через реку как посуху

 


Из «Жизни пустынных отцов» пресвитера Руфина. О Пафнутии.

 

   После того как Пафнутий предпослал ко Господу бывшего скомороха, усовершенствовавшегося в добродетели, сам он предается еще большим подвигам, чем прежде. И снова просит он Господа явить ему, кому подобен он из угождающих на земле. И вот глас Божий с неба говорит ему: "Подобного себе найдешь в лице старейшины того же селения."

     Услышав это, Пафнутий без промедления отправляется к нему и стучится в дверь его жилища. У старейшины был обычай принимать странников. И вот он спешит к нему навстречу, ведет к себе в дом. Омыв сам ему ноги, сажает за стол и готовит угощение. За столом Пафнутий начинает расспрашивать своего хозяина: как он подвизается, к чему лежит его сердце, вообще - в чем состоят его труды?

    Старейшина ответил ему с глубоким смирением и, видно было, желал бы скорее скрыть, чем объявлять о своих достоинствах. Тогда Пафнутий, укорив его за скрытность, сказал:

- Мне Господь открыл, что ты достоин быть соучастником жребия подвижнического.

    Хозяин, выражая еще большее смирение, отвечал:

- В душе я не сознаю за собою никаких заслуг. Но так как был к тебе глагол Божий, не скрою по крайней мере того, что есть. Я расскажу тебе, как я устроил свою жизнь, живя в миру. Вот прошло уже тридцать лет с тех пор, как я со своей супругой согласился жить, как брат с сестрой, и никто не знает об этом. Я имею от нее трех сыновей - и только желая иметь детей, я вступил в брачный союз с нею. А после рождения третьего сына я не вступал в общение с супругой, ни с какой-либо другой женщиной. 

Никогда я не пропускал случая принять странника, напротив: всегда заботился о том, чтобы кто-нибудь раньше не зазвал его к себе. И не отпускал никогда гостя моего из дома, не снабдив его на дорогу. Я не призирал бедняков, и делился с ними всем необходимым. 

Заседая в суде, я не нарушал правосудия даже ради родного сына. Плоды чужих трудов никогда не проникали в дом мой. Замечая ссору, я не проходил мимо, но старался примирить сорившихся. Никто никогда ни в чем не упрекнул моих домочадцев. Никогда стада мои не причиняли вреда чужим полям. А кто засевал мой участок, я тому не препятствовал. При распределении новых полей я никогда не выбирал для себя более плодородные участки, оставляя другим бесплодные. 

Насколько мог, не давал в обиду слабого более сильному. Всегда заботился о том, чтобы никого не опечалить. Если случалось предательство на суде, я никого не обвинял, но прилагал все усилия к тому, чтобы склонить враждующие стороны к примирению. Так, по милости Божией, протекла до сих пор вся моя жизнь!

    Выслушав это, блаженный Пафнутий поцеловал его в голову и благословил, сказав: "Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима (Псал. 77). Ты жил прекрасно и по-христиански. Но тебе недостает еще одного высшего блага. Оставив все, ты должен достигнуть более глубокого познания Бога. Этого не можешь достигнуть иначе, как совершенно отвергшись себя, взяв крест свой и последовав Христу."

    Выслушав это, хозяин дома немедленно, даже ничем не распорядившись по своему хозяйству, последовал за человеком Божиим в пустыню. Вот они подошли к реке. Лодки для переправы не было у них под рукой. Пафнутий первый вошел в реку, не смотря на то, что глубина реки в том месте была очень велика. Вместе они перешли через реку, и вода едва доходила им до чресл (бедра).

    Придя в пустыню, Пафнутий поместил его в одной пещерке, близ своей обители. Передав ему правила духовного подвижничества, он научил его, как выполнять их на самом деле, чтобы достигнуть высшего совершенства и более полного постижения тайн Божиих. Наставив его во всем, Пафнутий предался немедленно еще большим подвигам. Не велики, думал он, прежние мои подвиги, если, живя в миру и занимаясь мирскими делами, можно достигнуть того же успеха. И сказал сам себе Пафнутий: "Вот как много добра творят мирские люди! Не должны ли мы превосходить их в подвигах самоотречения?"

    Прошло несколько времени. И тот человек, кого он нашел уже совершенным в жизни, достиг совершенства и в мудрости духовной. Сидя однажды в своей келье, Пафнутий видел, как ангелы возносили душу его, воспевая: блажен, его же избрал еси и приял: вселится во дворех Твоих! (Пс. 64,5). Услышав это, Пафнутий понял, что этот муж отошел из мира сего. Между тем сам авва пребывал в посте и молитвах, стремясь еще с большим усердием к высшему духовному совершенству.

  

Источник: «Свет Фаваиды. Собрание рассказов о жизни восточно-христианского монашества», САТИСЪ, ДЕРЖАВА, С-П – 2003г, с.112


Комментариев нет:

Отправить комментарий