Сильно смущал меня помысл оставить монастырь и идти в мир. Соглашаясь с этим помыслом, смутившись сердцем, я вполне предался отчаянию и положил решимость непременно выйти в мир. Это было в четверг, а я предположил остаться в монастыре только до воскресенья. На следующий день, в пятницу утром, будильщик, ходивший, по чиноположению монастырскому, будить братию к утрени, разбудил и меня. Но я, по обычной моей лености, лег опять на постель подождать, когда зазвонят к утрени, и заснул.
Вдруг во сне представилось мне: будто я
умер и умер без покаяния; сижу над своим телом и очень плачу; мне казалось, что
я буду осужден на вечное мучение в пределы ада. В этом плаче говорю: «Господи,
если бы я знал, что умру в эту ночь, я сходил бы к духовнику, покаялся бы,
упросил бы братию помолиться обо мне». Или, думаю, помучившись несколько, я
опять воскресну, чтобы принести покаяние? Представляю себе Божие правосудие, но
и милосердие и говорю: «Господь долготерпелив и многомилостив. У человеков сие
невозможно, у Бога же все возможно».
В ту же минуту явился мне юноша
прекрасный лицом, в белой блестящей шелковой одежде, по груди крестообразно
опоясан розовой лентой. Подходит ко мне, берет меня за руку и ведет куда-то в
темное место. Ах! Что я там увидел!
Сидят много людей нагих. Одни горько
плачут, другие жалобным голосом стонут, а некоторые скрежещут зубами, рвут на
себе волосы и кричат: «Увы, увы нам, о горе! О беда!». При этом зрелище сердце
мое исполнилось страха и ужаса, так что я весь затрепетал. Юноша, водивший
меня, говорит: «На это место мучения широким путем пришли. Пойдем, я покажу
тебе, куда ведет тесный путь, место, в которое приходят многими скорбями».
Как только юноша выговорил эти слова,
явился другой, во всем подобный первому, и назвал его по имени, но имени его я
не могу припомнить. Берет он меня за руку и говорит первому, водившему меня:
«Пойдем ко гробу, там начали петь панихиду». Мне показалось, что мы вошли в наш
собор. Здесь гроба и тела я не видел, но только слышал пение: «Твой есмь аз,
спаси мя» и «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим». Мне
сделалось очень весело. Первый юноша говорит: «При пении панихиды душе всегда
делается весело».
Вдруг представилось мне, будто мы стоим
пред какими-то великолепными вратами, и вижу у врат множество Ангелов в белых
сияющих одеждах. Лица их красоты неизреченной. Мы намеревались войти во
внутренность врат, но два путеводителя, бывшие со мною, вошли невозбранно, а я
остался вне врат. Меня не пустили стоявшие там Ангелы и слышу один из них
говорит: «Писано есть, ничтоже скверно внидет семо». Один мой путеводитель,
обратившись назад, сказал Ангелам: «Пустите его, Бог милосердствует о нем». По
его слову Ангелы расступились на обе стороны, и я только что вступил на порог
врат, как раздался голос великолепной песни: «Сия врата Господня, праведнии
внидут в ня».
Пение это было такое приятное, что я
наслаждался им с восторгом и, казалось, не мог вполне насладиться этою
радостию. Когда мы вошли во внутренность храма, я увидел в нем множество людей
всякого звания и возраста. Одни из них держали в руках кресты, другие – ветви с
деревьев, третьи – цветы, некоторые – свечи, а иные ничего не имели в руках, но
были в восхищении и радости. Воздух был тонкий и приятный, голубоватого цвета.
Бывший со мною Ангел сказал: «Смотри, это покой мирских людей, пойдем далее, я
покажу тебе покой монахов, потрудившихся в обители». Мне показалось, что идем
по лестнице вверх, и я осмелился спросить водившего меня:
– Позвольте узнать
ваше имя?
– Мое имя Послушание. Помни
же, что послушание ведет тебя в Царство Небесное.
Только что Ангел произнес эти слова, мы
очутились пред великими вратами и незаметным образом вошли в какую-то обитель,
несравненно лучше первой, сияющую лучезарным светом, красоты неизреченной.
Ангел говорит: «Сей покой монахов». Желая более насладиться красотами этой
Обители, я смотрю влево и вижу как бы облако; на нем сидит множество Ангелов,
они плетут венцы из цветов. Цветы были различные, но такой красоты и приятности
для взгляда, что – не знаю, есть ли подобное в природе или нет. Я спросил
водившего меня Ангела:
– Кому эти венцы? – Он
отвечал:
– Работающим Богу усердно в
терпении и терпящим скорби с самоотвержением. Сказано: «Возверзи на Господа
печаль твою, и Той тя препитает; не даст ввек молвы праведнику (Пс. 54:23)». Терпи
и ты. Терпение преодолеет все скорби. Сам Господь сказал: «В терпении вашем
стяжите души ваши». Потрудишься мало, зато будешь покоиться вечно здесь со
святыми отцами. Все они терпением получили славу. Жизнь земная не что иное, как
воспитание младенца. Написано: «Аще не будете, яко дети, не внидете в Царство
Небесное, разбери свойства отрочати и поревнуй ему».
Идем мы далее по сей же Обители,
наслаждаясь приятностию небесной красоты. Мне казалось, долина неограниченного
пространства, по которой были рассажены цветущие деревья. Некоторые были с
плодами, я не мог понять с какими. Виднелись реки чистых вод, от деревьев и цветов
весь воздух наполнялся приятным ароматическим запахом.
Ангел, указывая на сие
место, говорит мне: «Апостол Павел, увидев славу, уготованную любящим
Бога, желал разрешитися и со Христом быти (Флп. 1:23). Пророк Давид, мысленно
созерцая то же, говорил: «Се покой мой… зде вселюся (Пс. 131:14). И, с
терпением ожидая, взывал: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и
скончавается душа моя во дворы Господни (Пс. 83:2–3). Когда прииду и явлюся
лицу Божию»?
«Слышишь, сколько я привел тебе
свидетельств. Смотри, не угаси зажженный светильник веры, старайся сосуд твой
наполнить елеем добрых дел, чтобы с радостью мог ты встретить Небесного Жениха
Христа. Если будешь таков, как теперь, я всегда буду с тобою, – сказал Ангел. –
Пойдем к Престолу Господа Вседержителя Иисуса Христа».
И мы пошли далее по Обители, наслаждаясь
чудною небесною красотою. Впереди, посреди храма, увидел я хор Ангелов, другой
хор стоял на левой стороне, третий ‑на правой. Когда мы подошли к Ангелам,
стоявшим посреди храма, они расступились на обе стороны, дали нам невозбранный
ход и смотрят на нас, улыбаясь. Когда мы стали проходить между ними, два Ангела
тихо меня ударили по плечам и сказали: «Блажен ты, юноша, что оставил мир из млада,
возлюбив Христа» и стали петь: «Господа пойте дела и превозносите во вся веки».
Вижу в левой стороне стоят подобно нашим
три аналойчика: на первом лежал Крест, украшенный цветами; на втором –
Евангелие, украшенное золотом, на третьем – икона Знамения Божией Матери. И вот
множество монахов подходят прикладываться попарно. Одеты они были в белые
одежды и шли с великим благоговением. Впереди шли игумены, за ними
архимандриты, потом иеромонахи, монахи и послушники.
Ангел, указывая мне рукою, сказал: «Это
монахи, потрудившиеся в сей пустыни». Называл их каждого по имени, но имена их
не помню.
Спрашиваю:
– Где же отец Иоанн Асеев?(
Незадолго перед тем скончавшийся рясофорный монах)- Ангел отвечал:
– Он здесь.
– И видеть его можно?
– Нет, увидишь его после. Пойдем
и мы приложимся. Тогда и мы пошли, также вдвоем. Когда подошли к кресту, Ангел
сказал: «Перекрестись», – и сам перекрестился, мы приложились к Кресту,
Евангелию и иконе. Тогда правый хор начал петь: «Кресту Твоему поклоняемся,
Владыко». Средний, который посреди храма был: «Просвети мя светом разума
святого Евангелия Твоего».
Потом вышли все на средину храме и начали
петь: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем». При
сей песне весь храм исполнился такого благоухания, что невозможно уму
представить. Пение так было хорошо, приятно и усладительно для сердца, и я был
в таком восторге и радости, что не могу выразить словами. В этом храме
иконостаса не было. Вместо иконостаса видел я огромный занавес розового цвета,
и по всему храму сиял свет светлее солнца, так что невозможно было смотреть
вверх от сильного блеска. Тогда мне Ангел сказал:
– Теперь пора тебе к утрени.
Только помни, что имя мое Послушание. Теперь ты видел славу, уготованную
любящим Бога. Не скорби же, что пошел в монастырь, ибо сего духовного
пристанища многие желали, но, не быв избраны, не могли достигнуть.
Я проснулся. Сердце мое трепетало от
страха и радости. Пошел к утрени и не понимал, где я нахожусь, в церкви или нет.
Стоял весь погруженный в размышление о виденном мною.
(«Тайны загробного мира» составил архимандрит ПАНТЕЛЕИМОН, М., 1996г.,
стр.145-149)
Комментариев нет:
Отправить комментарий