2. Устав Тавеннисиотского общежития
14) Пища
146.
Обыкновенно поставлялись на трапезе: хлеб, соль,
какое-либо варево (может быть, из чечевицы или фасоли), овощи, – сырые или
вареные, иногда приправленные маслом, какие-то травы, просоленные с уксусом
(п. 80). Вина и ухи никто не должен был касаться,
кроме больных (п. 45). Какая в монастыре пища, такая же в дороге (п. 46), такая
же, (если) если кому случится быть у родных. Никто нигде не должен есть ничего,
кроме показанных яств (п. 54).
148.
Когда поставлялась трапеза, хорошо определяет бл. Иероним в предисловии.
«Больным, – говорит он, – делается большое снисхождение, но здоровые хранят строгое воздержание. Дважды в
неделю, в среду и пятницу, все постятся (т.е. вкушают в 9 часов и не всякую
разрешенную для иноков пищу), во весь год, исключая дней Пасхи и Пятидесятницы.
В другие дни вкушают после полудня. И вечером также поставляется трапеза для
несущих тяжелые работы, для старых и детей и еще propter acstus gravitsimos –
по причине великих жаров (может быть, для тех, которые по причине сих жаров не
вкушают в полдень). И из других братий иные в другой раз немного вкушают, а
иные довольствуются однократным принятием пищи, в полдень, или вечером» (слич.
пр. Касс. кн. 3, п. 12). И Ангел заповедал пр. Пахомию: «Позволяй каждому есть
и пить по потребности; не возбраняй ни поститься, ни есть».
156.
Те, которым разрешено было принимать пищу в келии,
принимали только хлеб с солью и водою (Иерон. в предисл.). Хлебцы брал
для них смотритель на два или на три дня, и они не были держимы на наруже, но
когда приходил час выдавались брату. Ни варева, ни овощей, ни плодов он не
получал (п. 80).
157.
Вышедши из трапезы, братия получали в определенные дни от недельного плоды и
сласти (м. б. яблоки, финики, виноград), которые вкушали однакож по приходе в
келию. Раздающий сласти раздавал всем поровну, читая на память что-либо из
Писания; сам он свою часть получал от смотрителя недельного. Это давалось на
три дня. Кто не ел, или не все съедал, отдавал смотрителю, и тот возвращал то в
свое место (п. 37, 38, 39, 40).
(«Древние иноческие уставы,
собранные свт.Феофаном Затворником»», изд.Спасо-Преображенского Валаамского
монастыря, М., 1994, с.125-127 )
Комментариев нет:
Отправить комментарий