«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

суббота, 22 января 2011 г.

О МОЛИТВЕ! (доклад часть5)



ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА РАФАИЛА СВЯЩЕННОМУ ПРАВОСЛАВНОМУ СОБОРУ (ЧАСТЬ 5).

Начало - часть1часть2, часть3, часть4

Но самым главным, что приближает к Богу, за что он безмерно изливает Свою Благодать, является смиренное исполнение Его Святой Воли здесь и сейчас, везде и всегда с непрестанной молитвой, с нелицимерной благодарностью  Богу за все: и за всякую радость и за всякую скорбь! Вот что есть Жизнь во Христе Иисусе Господе нашем!

Господь наш Иисус Христос открыл о великой ответственности за гневное именование человека: «А я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, кто же скажет брату своему «рака?», т.е. «пустой человек», подлежит синедриону (верховное судилище); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф, 5,22). Поносящий брата своего поносит  и Небесного Отца всех. Поэтому мы должны почтительно именовать ближнего своего, а тем более именовать Имя Божее.

Великий сонм святых, безвестных и известных, от святых апостолов до Серафима Саровского и праведного Иоанна Кронштадского, были истинными молитвенниками и почитателями Имени Божия. В беседе с Мотовиловым у преподобного Серафима лицо сделалось «светлее солнца» так, что глаза у Мотовилова заломило и преподобный сказал: «Батюшка, Господь исполнил мгновенно просьбу убогого Серафима».

Многие люди молятся или разумом, или обыденными чувствами дня сего. Истинная молитва же есть молитва не только всем своим разумением и всеми своими чувствами, но и всею глубиною своего существа. Такой опыт сейчас крайне редок.

Один христианин встретился со святым человеком, имеющим опыт истинной молитвы. Тому было примерно 70 лет: бледный, худой, он производил впечатление большой нравственной силы и великой чистоты души. Одарив молодого человека благожелательным взглядом, он спросил: «Как вы молитесь?»

Молодой человек описал свою молитву. Слушая его, великий молитвенник улыбнулся с расположением и снисходительностью одновременно.

«Люди, не знающие высоты смиренной молитвы», - заговорил он, - думают, что молиться, это значит что-то делать. Все же мудрецы учат, что это значит – быть единым с Тем, кому молишься. Если имеется бытие, для чего прибавлять к нему действие? Если же нет бытия, действие мало стоит. Быть – это сущность человека. Ее и нужно принести Богу. Быть для Бога. Быть с Богом. Быть ради Бога, в присутствии Бога. Быть – это нелегко, ибо наше бытие покрыто наносами небытия. Нужно сперва свое бытие от них избавить. Тогда, возможно, в один прекрасный день станет быть в Том, Кто Истина есть, быть в Боге».

«Давайте помолимся вместе, - сказал он. – И вот я не мог оторваться от лица, которое с каждым мгновением становилось все прекраснее и излучало яркий утренний свет».

И великий преподобный Серафим Саровский, и великий праведный Иоанн Кронштадский, увлекавшие к высоте смиренного прикосновения к Богу тысячи людей, были истинными молитвенниками.


ПРОДОЛЖЕНИЕ - ЧАСТЬ 6

Комментариев нет:

Отправить комментарий