«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

четверг, 20 января 2011 г.

ИМЯ БОЖЕЕ (доклад часть 6).



ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА РАФАИЛА СВЯЩЕННОМУ ПРАВОСЛАВНОМУ СОБОРУ (ЧАСТЬ 6).

 

НАЧАЛО - ЧАСТЬ1ЧАСТЬ2ЧАСТЬ3ЧАСТЬ4ЧАСТЬ5

Опытный умно-сердечный молитвенник отец Иоанн Кронштадский учил: «Имя Божее есть сам Бог». Некоторые высокообразованные и высокопоставленные пастыри духовные, не могли вместить этой великой истины, отчего произошла прискорбная смута в недрах Русского Православия.

В начале приведем фрагменты из рукописи «История Афонской смуты» иеромонаха Паисия, который был насельником Святой Горы Афонской и выполнял послушание писаря, а также певчего Свято-Андреевского скита. Он представился в 1965  г. в возрасте 105 лет.

«Святой пророк Давид в 8 псалме с восхищением воспевает имя Божие: «Господи, Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли», а в 98 псалме ужасается и исповедует святость Имени Божия: «Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть». В 112 псалме «Хвалите Имя Господне. Да будет имя Господне благословенно от ныне и до века!» и т.д. Можно сказать, что вся псалтырь полна славы Имени Божия.

В Новом Завете сошлемся только на то, что Честнейшая Херувимов и Славнейшая Серафимов в своей пророческой песне изрекла: «яко сотвори мне величие Сильный и свято Имя Его».

«На закате дней моей жизни ради душевной пользы своей и близких,  желаю воспомянуть бывшую духовную брань на Святой Горе Афонской за Имя Господне».

 

Венцами мученическими с первых же дней имяборческой ереси на Афоне стали венчаться иноки, мужественно ставшие на защиту Имени Божия.

«Возглавляя Московскую Митрополию в 1912-1917 гг. святитель Макарий (Невский) оказался в самом центре афонских споров. Владыка не осуждал никого – ни архиепископа Антония Храповецкого, выступавшего с непримиримых позиций в отношении имяславцам, ни греческих богословов, подвергших поспешному разбору важный вопрос об Имени Божием, ни Патриарха Константинопольского, объявившего «еретиками» афонских монахов имяславцев. Владыка Макарий осторожно и бережно отнесся к делу великой важности и постарался положить конец розни, затянувшейся из-за смутного времени, и, отложив окончательное решение о церковном учении об Имени Божием до времени Соборного обсуждения, внес мир и восстановил справедливость.

Святейший Синод в лице Высшего Церковного Управления, запросил письменно старца схиигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни, дать свое суждение об афонских спорах об Имени Иисусовом. На что старец отвечал: «Молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому возникшие разногласия следовало бы покрыть любовью, что и выполнил на деле по повелению своей совести митрополит Макарий, под председательством которого состоялся суд Московской Духовной Консистории, вынесший имяславцам оправдательный приговор».

В поддержку имяславия выступили профессора Московской Духовной академии М.Д.Муретов, о.Павел Флоренский, М.А.Новоселов, Ф.Д.Самарин. С.Н.Булгаков, В.А.Кожевников и В.Ф.Эрн. Позже, в 1920 – е гг. – математик Д.Ф.Егоров (1869-1931), юрист В.Н.Муравьев (1885-1935) и философ А.Ф.Лосев (1893-1988), считавший имяславие «наиболее совершенной формой выражения сущности Православия».

В 1923 году о.Павел Флоренский констатировал: «Медленно, но безостановочно восстановление истины происходит, и все более находится людей, уразумевающих заблуждения имяборства».

Очевидно, что если на Святом Афоне конфликт возник между образованным начальствующим монашеством и массой рядовых делателей умной сердечно молитвы, то в православной России конфликт произошел с  одной стороны, между высокообразованными духовными слоями интеллигенции, в поддержку которых выступили старец Григорий Новый, Царственная Семья, часть архиереев, вплоть до участников Священного Синода, монастырская братия духовно влиятельных монастырей, и, с другой стороны, «прогрессивной» частью священного Синода, захватившей власть в нем и от имени синода объявившей свое частное богословское мнение верой православной, верой отеческой и апостольской.

В силу наложенной на книгу «На горах Кавказа» и на исповедников имяславия именем Священного Синода грозных запретов, рядовое духовенство и народ православной России пребывали в смущении и страхе.

 

Запрет на правду по имяславию напоминает запрет на правду, которой 250 лет были окружены староверы и которая частично замалчивается до сих пор.


ПРОДОЛЖЕНИЕ - часть 7

Комментариев нет:

Отправить комментарий