ДОКЛАД
МИТРОПОЛИТА РАФАИЛА СВЯЩЕННОМУ ПРАВОСЛАВНОМУ СОБОРУ (ЧАСТЬ 6).
НАЧАЛО - ЧАСТЬ1, ЧАСТЬ2, ЧАСТЬ3, ЧАСТЬ4, ЧАСТЬ5
Опытный умно-сердечный молитвенник отец Иоанн Кронштадский учил: «Имя
Божее есть сам Бог». Некоторые высокообразованные и высокопоставленные пастыри
духовные, не могли вместить этой великой истины, отчего произошла прискорбная
смута в недрах Русского Православия.
В начале приведем фрагменты из рукописи «История Афонской смуты»
иеромонаха Паисия, который был насельником Святой Горы Афонской и выполнял
послушание писаря, а также певчего Свято-Андреевского скита. Он представился в
1965 г. в возрасте 105 лет.
«Святой пророк Давид в 8 псалме с восхищением воспевает имя Божие:
«Господи, Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли», а в 98 псалме
ужасается и исповедует святость Имени Божия: «Да исповедятся Имени Твоему
великому, яко страшно и свято есть». В 112 псалме «Хвалите Имя Господне. Да
будет имя Господне благословенно от ныне и до века!» и т.д. Можно сказать, что
вся псалтырь полна славы Имени Божия.
В Новом Завете сошлемся только на то, что Честнейшая Херувимов и
Славнейшая Серафимов в своей пророческой песне изрекла: «яко сотвори мне
величие Сильный и свято Имя Его».
«На закате дней моей жизни ради душевной пользы своей и близких,
желаю воспомянуть бывшую духовную брань на Святой Горе Афонской за Имя
Господне».
Венцами мученическими с первых же дней имяборческой ереси на Афоне стали
венчаться иноки, мужественно ставшие на защиту Имени Божия.
«Возглавляя Московскую Митрополию в 1912-1917 гг. святитель Макарий
(Невский) оказался в самом центре афонских споров. Владыка не осуждал никого –
ни архиепископа Антония Храповецкого, выступавшего с непримиримых позиций в
отношении имяславцам, ни греческих богословов, подвергших поспешному разбору
важный вопрос об Имени Божием, ни Патриарха Константинопольского, объявившего
«еретиками» афонских монахов имяславцев. Владыка Макарий осторожно и бережно
отнесся к делу великой важности и постарался положить конец розни, затянувшейся
из-за смутного времени, и, отложив окончательное решение о церковном учении об
Имени Божием до времени Соборного обсуждения, внес мир и восстановил
справедливость.
Святейший Синод в лице Высшего Церковного Управления, запросил письменно
старца схиигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни, дать свое суждение об
афонских спорах об Имени Иисусовом. На что старец отвечал: «Молитва Иисусова
есть дело сокровенное, а потому возникшие разногласия следовало бы покрыть
любовью, что и выполнил на деле по повелению своей совести митрополит Макарий,
под председательством которого состоялся суд Московской Духовной Консистории,
вынесший имяславцам оправдательный приговор».
В поддержку имяславия выступили профессора Московской Духовной академии
М.Д.Муретов, о.Павел Флоренский, М.А.Новоселов, Ф.Д.Самарин. С.Н.Булгаков,
В.А.Кожевников и В.Ф.Эрн. Позже, в 1920 – е гг. – математик Д.Ф.Егоров
(1869-1931), юрист В.Н.Муравьев (1885-1935) и философ А.Ф.Лосев (1893-1988),
считавший имяславие «наиболее совершенной формой выражения сущности
Православия».
В 1923 году о.Павел Флоренский констатировал: «Медленно, но
безостановочно восстановление истины происходит, и все более находится людей,
уразумевающих заблуждения имяборства».
Очевидно, что если на Святом Афоне конфликт возник между образованным
начальствующим монашеством и массой рядовых делателей умной сердечно молитвы,
то в православной России конфликт произошел с одной стороны, между
высокообразованными духовными слоями интеллигенции, в поддержку которых
выступили старец Григорий Новый, Царственная Семья, часть архиереев, вплоть до
участников Священного Синода, монастырская братия духовно влиятельных
монастырей, и, с другой стороны, «прогрессивной» частью священного Синода,
захватившей власть в нем и от имени синода объявившей свое частное богословское
мнение верой православной, верой отеческой и апостольской.
В силу наложенной на книгу «На горах Кавказа» и на исповедников имяславия
именем Священного Синода грозных запретов, рядовое духовенство и народ
православной России пребывали в смущении и страхе.
Запрет на правду по имяславию напоминает запрет на правду, которой 250
лет были окружены староверы и которая частично замалчивается до сих пор.
ПРОДОЛЖЕНИЕ - часть
7
Комментариев нет:
Отправить комментарий