«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

среда, 1 декабря 2021 г.

Правило Молитвословия

 




Устав св. Василия Великого.

Б. Правило общежительников, или самый Устав Василия Великого.

5. Молитвословие.

 

       64. В молитвословии правила различают две стороны— самое молитвословие и движущуюся во время его в сердце молитву.

Первое составляет чин и порядок псалмопений, в церкви или дома,

а вторую благоговейное к Богу устремление ума и сердца.

      С псалмопением должна быть неразлучна молитва, так что первое и цены не имеет без последней; последняя же возможна и без первого.

 

Молитвословие – правила.

Соблюдать нерассеянное внимание.

        72. Во время молитвословия предписывалось соблюдать нерассеянное внимание. Сознавая этот долг, и не умея совладеть с блуждающим умом, братия спрашивают: «Как достигнуть нерассеянности в молитве?» Вот им ответ: «Несомненно убедившись, что Бог пред очами. Если тот, кто видит пред собою начальника, или настоятеля, и беседует с ним, не отвращает от него взора, то кольми паче молящийся Богу будет иметь ум, не уклоняющийся от Испытующего сердца и утробы, исполняя написанное: «воздеюще преподобные руки без гнева и размышления» (1 Тим. 2, 8)» (Кр. 201). В следующем за сим правиле говорится: «что сие возможно, показал тот, кто сказал: «Очи мои выну ко Господу» (Пс. 24, 15), и: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15, 8). Но как сие возможно? Для сего не должно давать душе времени быть праздною от размышлений о Боге и о Божиих делах и дарах, также от исповедания и благодарения за все» (Кр. 202).

 

Соблюдать строгое молчание.

      73. Во время псалмопения (Апостолам) следует соблюдать строгое молчание. Говорить что-нибудь могут только те, «на кого возложено смотрение за благочинием и попечение о делах домашних, по и те могут говорить только вынужденные крайнею необходимостью, и при том не без осмотрительности, не теряя из виду места, благочиния, степенности и того, чтобы не подать соблазна; всем прочим необходимо молчание. Ибо, если во время собеседования, даже и тем, кому поручено слово учения, повелевается умолкнуть первому, аще иному открыется (1 Кор. 14, 30), то не тем ли паче необходимо всем молчание во время псалмонения?» — (Кр. 173).

 

Пребывать на молитве до конца с терпением и вниманием.

       74. Пришедши на молитву, надлежит пребывать на ней с терпением и вниманием до конца. «На всякое призывание тебя к молитве да возглашают уста твои: (готово сердце мое), и до последней молитвы будь на правиле, почитая великим ущербом оставить молитву. Ибо, если вкушая пищу для подкрепления своей плоти, остаешься безвыходно за трапезой, пока не удовлетворишь потребности, и без большой необходимости не легко выйдешь из-за стола, то не тем ли паче должен ты до конца оставаться во время духовного питания, и укреплять душу молитвою? Ибо сколько разности у неба с землей, и у небесного с земным, столько же разности у души с телом. Душа подобие неба, потому что в ней обитает Господь; а плоть из земли, на которой обитают смертные люди и бессловесные животные. Поэтому нужды телесные соразмеряй с часами молитв, и приготовься не слушаться помысла, который отвлекает тебя от правила. Ибо у демона в обычае в часы молитвы, под предлогом благовидной, конечно, причины, побуждать нас к отлучке, чтобы благовидно отвлечь пас от спасительной молитвы. Не говори в извинение: «у меня болит голова, болит живот», представляя неизвестных свидетелей небывалой болезни и для упокоения ослабляя в себе усилие к бдению. Напротив того, совершай паче тайные молитвы, которые Бог видит в тайне, и за которые воздаст тебя яве (Мф. 6, 6)» (Стр. 59, 60).

 

 («Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.309, 313-314)

Комментариев нет:

Отправить комментарий