Устав св. Василия Великого
Б. Правило общежительников, или самый Устав Василия Великого.
5. Молитвословие
Способы достижения непрестанного памятования о
Боге:
- Непрестанная молитва;
- Богомысленное созерцание бесконечных
совершенств Божиих;
- воспоминание
и восчувствование великих Божиих благодеяний, явленных в творении, Промышлении,
паче же в Искуплении, как ко всему роду человеческому, так и частнейше ко
всякому лицу;
- творить все по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, пред лицом
всевидящего Бога.
90. Средством к такому напечатлению памяти Божией
служит Богомысленное созерцание бесконечных совершенств
Божиих.
«Душа, приводя в движение свою мысленную
силу, и среди безмолвнаго от всего упразднения занимаясь
свойственными ей созерцаниями, блюдет в себе
свойственную ей тишину. Сие делает она, по возможности возводя внимательный
взор к достопоклоняемой Троице, и умозаключая о
неприступности Божией славы по преизбытку ее сияния, о светлости блаженства, беспредельной
премудрости, о постоянстве и невольненности безмятежья, об естестве
бесстрастном и неподвижном; потому что с Кем ничто не может встретиться
нечаянно, в Ком как в сокровищнице, собрано ведение всего существующего и
будущего, Кто объемлет всяческая и все держит в руке своей, и Кому совершенно
ни что не может воспротивиться и противостать, в 'Том и следует быть тишине и
непрестанному безмятежию» (Уст. 2).
91. Такое углубление
в совершенства Божии восставляет созерцание вожделенной красоты Божией и
раздражает естественно вложенную в душу любовь к Богу, которую и
сопровождает неотступная память о Боге. Ибо,
«что досточуднее Божией красоты? Какое представление приятнее Божия
великолепия? Какое желание душевное так живо, как желание, порождаемое Богом в
душе, которая очищена от всякого порока и с истинным расположением говорит:
уязвлена есмь любовью аз (Пес. пес. 2, 5)? Подлинно неизреченны и неописанны
молниеносные блистания Божией красоты; ни слово не может выразить, ни слух
вместить. Наименуем ли блеск денницы, или светлость луны, или сияние солнца, —
все это недостойно к уподоблению славы, и в сравнении с истинным Светом далее
отстоит от Него, нежели глубокая ночь и ужаснейшая тьма от полуденной ясности.
Если красота сия, незримая очами, а постижимая только душою и мыслию, озаряла
кого-нибудь из Святых и оставляла в них невыносимое уязвление желанием; то,
возмущенные здешнею жизнью, говорили они: «Увы мне, яко пришельствие мое
продолжися» (Пс. 119, 5). Когда прииду и явлюся лицу Твоему? Ибо «Возжада душа
моя к Богу крепкому и живому» (Пс. 41, 3). Почему желали скорее «разрешитися и
со Христом бытии» (Фил. 1, 23); и когда видели приближение сей блаженной
минуты, с радостью взывали: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» (Лк. 2,
29).—Тяготясь сею жизнью, как узилищем, сколько были неудержимы в стремлениях
те, у кого коснулось души Божественное желание. По причине ненасытимого желания созерцать Божественную доброту,
они молились о том, чтобы
зрение красоты Божией простиралось на всю вечную жизнь (Пс. 26, 4)» (Пр.
2).
(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд. Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря, М., 1994, с.321-322)
Комментариев нет:
Отправить комментарий