«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

среда, 15 декабря 2021 г.

Молитва - Прошение.



 Устав св. Василия Великого.

Б. Правило общежительников, или самый Устав Василия Великого.

5. Молитвословие


 77. Наставление о молитве с внутренней ее стороны, как возношение ума и сердца к Богу, очень подробное дает первая глава подвижнических уставов. Берем из нее существеннейшее.

«Молитва имеет два вида:

первый славословие с смиренномудрием,

а второй низший—прошение.

Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению; в противном случае сам о своем произволении дашь всем знать, что молишься Богу вынужденный потребностью.


Молитва - Прошение.

     

1. Проси себе того, что достойно Царя Бога.

       80. «И когда совершишь обе части славословия и смиренномудрия, тогда проси уже, чего должен ты просить, т. е. не богатства, не славы земной, не здравия телесного,—потому что Сам Он создал тебя и печется о твоем спасении, и знает, что полезно каждому, здоровым ли быть, или больным, — но как повелено тебе, проси Царствия Божия. Ибо о потребностях тела твоего, как я сказал выше, позаботится Сам Царь наш. Он преименит и негодует, если кто попросит у Него какой малости, если кто из нас попросит у Него недостойного. Поэтому молитвою своею не наводи на себя негодования, но проси себе того, что достойно Царя Бога.

 

2. Не переставай просить, пока не получишь.

       81. «А прося того, что достойно Бога, не переставай просить, пока не получишь.

Ибо на сие наводя мысль, Господь говорит в Евангелии: «кто от вас имать друга, и идет к нему в полунощи, и речет ему: друже, даждь ми взаим три хлебы: понеже друг прииде с пути ко мне, и не имам что предложити ему: и той извнутрь отвещает: не твори ми труды: уже двери затворены суть, и дети моя со мною наложи суть: не могу, востав дати тебе. Глаголю вам: аще и не даст ему востав, зане друг ему есть: но за безочство(неотступности) его, востав, даст ему, елика требует (Лк. 11, 5—8). «Господь представляет нам пример, чтобы научить нас быть неослабными и неотступными в вере. Он берет пример с человека, обращающегося к человеку, чтобы научился ты никогда не терять надежды, чтобы, когда будешь просить и не получишь, не переставал просить, пока не получишь, если только, как сказано прежде; просишь того, что Богу угодно; и чтобы не говорил: «я грешник, и потому не услышан.» А чтобы не отчаивался ты, для сего говорил Он: «аще и не даст ему, зане друг ему есть: но за безочство(неотступности)  его, даст ему, елика требует». Наконец, хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, и непрестанно делая добро.

 

3. Сам должен делать все

        82. «Но при этом знай, что ты и с своей стороны сам должен делать все; к Богу же вопиять о помощи, — чтобы Он был тебе помощником. Ибо, если кто по непостоянству предастся пожеланиям, то Бог не помогает ему и не слушает его молитв; потому что он предварительно сделал себя чуждым Богу чрез грех. Кто хочет иметь помощь от Бога, тот не изменяет обязанности; а кто не изменяет обязанности, тот никогда не бывает оставлен без Божия вспомоществования. Поэтому не должно доводить себя до того, чтобы осуждала в чем-либо собственная совесть, и в таком состоянии призывать Божию помощь.

 

4. Со страхом и трепетом стоять пред Богом, весь ум устремляя к Нему, не дозволяя блуждать как внешнему своему оку, так и внутреннему душевному.

        83. «Призывать же сие должно не с нерадением, не умом скитающимся там и здесь. Такой не только не получит просимого, но еще более приогорчит Владыку. Если и тот, кто стоит и ведет речь пред князем, стоит с великим страхом, не дозволяя блуждать как внешнему своему оку, так и внутреннему душевному, чтобы не подвергнуться опасности; то не тем ли паче со страхом и трепетом надобно стоять пред Богом, весь ум устремляя в Нему Единому, а не в чему-либо иному? Потому что Он не только подобно людям видит внешнего человека, но прозирает и во внутреннего. Посему, если будешь стоять пред Богом, как надобно, и с своей стороны все сделаешь; то не переставай просить, пока не получишь просимого тобою.

 

5. Не в состоянии будешь молиться без развлечения, то принуждай себя, сколько станет сил, и продолжай стоять пред Богом.

        84. «Если будешь осуждаем своею совестью, как презритель, и если будешь стоять на молитве рассеянно, когда бы мог стоять и нерассеянно; то не дерзай стоять пред Богом, чтобы молитва твоя не обратилась в грех. Если же, изнемогши от греха, не в состоянии будешь молиться без развлечения, то принуждай себя, сколько станет сил, и продолжай стоять пред Богом, к Нему обращай свой ум, собирая его в себя самого, и Бог простит тебя; потому что не из пренебрежения, но по немощи не имел ты сил стоять пред Богом, как должно. Потому, если так будешь себя принуждать ко всякому делу благому, не переставай просить, пока не получишь просимого тобою, но терпеливо толкай в дверь Его, прося тобою просимого: «Всяк бо, просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» (Лк. 11, 10). Ибо чего иного желаешь ты сподобиться, как не единого спасения?

 

6. Постоянство молитвы.

       85. «Говоришь; «много раз просил я и не получил.»— Без сомнения, потому не получал, что просил худо, или с неверием, или рассеянно, или неполезного тебе. А если и полезного просил неоднократно, то не имел постоянства. Ибо написано: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19); и: претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).

 

9. Пожелать, затем искать деятельно в вере и терпении.

       86. «Бог знает сердце молящихся, поэтому говоришь: какую нужду имеет Бог в нашем прошении? — Разве не знает Он в чем имеем нужду? Посему какая нужда в прошении? Бог знает, что нам нужно, и все телесное щедро дает в наслаждение наше, будучи благ «дождит на праведные и на неправедные и солнце Свое сияет на злые и благие», еще прежде прошений наших (Мф. 5, 45). Но веры, добродетели достойной сего имени, царства небесного, если не будешь просить с трудом и многим терпением, не получишь; потому что должно прежде пожелать; а пожелав, искать деятельно в вере и терпении, употребив с своей стороны все, так чтобы ни в чем не осуждала собственная совесть, будто бы просишь или нерадиво, или лениво, и тогда уже получишь если угодно сие Богу. Ибо Он лучше тебя знает, что полезно тебе.

 

10. Не малодушествуй.

      87. «И может быть, имея целью сделать тебя усердным пред Ним, для того медлит даровать, чтобы ты и узнал, что такое дар Божий, и со страхом хранил данное. Ибо все, что приобретает кто-нибудь со многим трудом, старается он сохранить, чтобы потеряв это, не потерять и многого труда своего и отринув благодать Божию, не соделаться недостойным жизни вечной. Какую пользу принесло Соломону, что он скоро получил дар мудрости и утратил оный?—Посему не малодушествуй, если не скоро получаешь просимое. Ибо, если бы благий Бог видел, что ты, скоро получив дар, не утратишь его, то готов был бы даровать оный и прежде твоего прошения. À теперь из поучительности о тебе делает это. Ибо, если принявший талант и сохранивший его в целости осужден за то, что не пустил его в оборот; то не тем ли паче осужден будет утративший его?

 

11.  Благодари Бога за все.

         88. «Посему, зная это, получаем ли скорее, или медленнее, пребудем благодарными Господу; потому что все, что ни делает Владыка, домостроительствует ради нашего спасения; только мы да не будем из малодушия прекращать прошения. Ибо Господь для того и сказал притчу о вдовице, которая своею неотступностью преклонила беззаконного судию, чтобы и мы ради своей неотступности, получали по прошениям своим. В этом выказываются и вера наша и любовь к Богу, когда и не скоро получая, пребываем благодарными Ему. Будем же всегда благодарить Его, чтобы быть нам достойными сподобиться вечных благ Его.»

 

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.317-321)

Комментариев нет:

Отправить комментарий