Устав св. Василия Великого.
Б. Правило общежительников, или самый Устав Василия Великого.
5. Молитвословие.
77. Наставление о молитве с внутренней ее стороны, как возношение ума и сердца к Богу, очень подробное дает первая глава подвижнических уставов. Берем из нее существеннейшее.
«Молитва имеет два вида:
первый славословие с смиренномудрием,
а второй низший—прошение.
Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению; в противном случае сам о своем произволении дашь всем знать, что молишься Богу вынужденный потребностью.
Молитва - Славословие с смиренномудрием.
Начало молитвы - Славословие.
78. «Итак, начиная молитву, оставь себя самого, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни словословием все Сотворившего; и когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний и говори: «Благословляю Тебя Господи долготерпеливого и незлобивого, ежедневно являющего Свое милосердие мне грешному, и всем нам дающего свободу покаяться. Ибо для того, Господи, молчишь и терпишь нас, чтобы мы славословили Тебя, домостроительствующего спасение рода нашего; между тем как то страхом, то увещаниями, то чрез Пророков, а напоследок пришествием Христа Господа посещал Ты нас. Ибо Ты сотворил нас, а не мы. Ты Бог наш» (Пс. 99, 3).
Продолжение молитвы -
Смиренномудрие.
79. «Когда же
кончишь славословие, по мере сил твоих заимствованное из Писаний, и вознесешь
хвалу к Богу, тогда начни с смиренномудрием
и говори: «Я не достоин, Господи, говорить пред
Тобою, потому что весьма грешен.»— Так надобно говорить тебе, хотя бы ты
и не сознавал за собою ничего худого. Ибо никто не безгрешен, кроме Единого
Бога. А мы, согрешая во многом, большей части грехов не примечаем за собою.
Потому Апостол говорит: «ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (1
Кор. 4, 4), т. е. грешу много, и не примечаю сего. Поэтому и Пророк говорит:
«Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18, 13)? Потому и ты не лжешь, называя себя
грешником. Если же разумеешь свои грехопадения, то согрешишь этим самым словом:
я не грешен. Напротив того, говори лучше: «Более
всех грешников грешен я, преступая Божию заповедь, которая повелевает: «Когда и
во всем исправны, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом
сотворити, сотворихом» (Лк. 17, 10). Так всегда должно рассуждать тебе:
я неключимый, и еще: «смиренномудрием друг друга честию больша себе творящее»
(Фил. 2, 3).—Итак, молись Богу со страхом и смиренномудрием. И когда прострешь
слово смиренномудрия, скажешь: «Благодарю Тебя,
Господи, что долготерпел моим грехопадениям, до ныне оставлял меня ненаказанным;
ибо давно достоин я был того, чтобы претерпеть тысячи бедствий и быть отринутым
от лица Твоего, но незлобивое Твое человеколюбие было ко мне долготерпеливо;
благодарю Тебя, хотя и нет у меня достаточных сил к благодарению за незлобие
Твое.»
(«Древние иноческие уставы, собранные
свт.Феофаном Затворником», изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря,
М., 1994, с.316-317)
Комментариев нет:
Отправить комментарий