«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

воскресенье, 12 декабря 2021 г.

Славословие с смиренномудрием.

 


Устав св. Василия Великого.

Б. Правило общежительников, или самый Устав Василия Великого.

5. Молитвословие.

 

       77. Наставление о молитве с внутренней ее стороны, как возношение ума и сердца к Богу, очень подробное дает первая глава подвижнических уставов. Берем из нее существеннейшее.

«Молитва имеет два вида:

первый славословие с смиренномудрием,

а второй низший—прошение.

Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению; в противном случае сам о своем произволении дашь всем знать, что молишься Богу вынужденный потребностью.

 

Молитва - Славословие с смиренномудрием.

 

Начало молитвы - Славословие.

       78. «Итак, начиная молитву, оставь себя самого, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни словословием все Сотворившего; и когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний и говори: «Благословляю Тебя Господи долготерпеливого и незлобивого, ежедневно являющего Свое милосердие мне грешному, и всем нам дающего свободу покаяться. Ибо для того, Господи, молчишь и терпишь нас, чтобы мы славословили Тебя, домостроительствующего спасение рода нашего; между тем как то страхом, то увещаниями, то чрез Пророков, а напоследок пришествием Христа Господа посещал Ты нас. Ибо Ты сотворил нас, а не мы. Ты Бог наш» (Пс. 99, 3).

 

Продолжение молитвы - Смиренномудрие.

       79. «Когда же кончишь славословие, по мере сил твоих заимствованное из Писаний, и вознесешь хвалу к Богу, тогда начни с смиренномудрием и говори: «Я не достоин, Господи, говорить пред Тобою, потому что весьма грешен.»— Так надобно говорить тебе, хотя бы ты и не сознавал за собою ничего худого. Ибо никто не безгрешен, кроме Единого Бога. А мы, согрешая во многом, большей части грехов не примечаем за собою. Потому Апостол говорит: «ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (1 Кор. 4, 4), т. е. грешу много, и не примечаю сего. Поэтому и Пророк говорит: «Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18, 13)? Потому и ты не лжешь, называя себя грешником. Если же разумеешь свои грехопадения, то согрешишь этим самым словом: я не грешен. Напротив того, говори лучше: «Более всех грешников грешен я, преступая Божию заповедь, которая повелевает: «Когда и во всем исправны, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Лк. 17, 10). Так всегда должно рассуждать тебе: я неключимый, и еще: «смиренномудрием друг друга честию больша себе творящее» (Фил. 2, 3).—Итак, молись Богу со страхом и смиренномудрием. И когда прострешь слово смиренномудрия, скажешь: «Благодарю Тебя, Господи, что долготерпел моим грехопадениям, до ныне оставлял меня ненаказанным; ибо давно достоин я был того, чтобы претерпеть тысячи бедствий и быть отринутым от лица Твоего, но незлобивое Твое человеколюбие было ко мне долготерпеливо; благодарю Тебя, хотя и нет у меня достаточных сил к благодарению за незлобие Твое.»

 

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.316-317)

Комментариев нет:

Отправить комментарий