«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

пятница, 10 декабря 2021 г.

Время молитвы.

 


                                                  Устав св. Василия Великого.

Б. Правило общежительников, или самый Устав Василия Великого.

5. Молитвословие.

 

         66. Времена молитвословия указаны еще в предварительных вводных в подвижничество словах: «вся жизнь да будет временем молитвы».

 

1. В полунощи (12 часов ночи).

        Так Великий Давид говорит: «полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея» (Пс. 118, 62). А ему, как видим, последуя, Павел и Сила в полунощи хвалят Бога в темнице (Деян. 16, 25).

       67. Но опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний, читая и в этот час девяностый псалом. А что полночь нужна нам на молитву, это предали Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: «в полунощи же Павел и Сила молящеся пояста Бога» (Деян. 16, 25). И Псалмопевец говорит: «Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея» (Пс. 118, 62).

 

2. Заутра (6 часов).

        67. «Не должно пренебрегать времена молитв, которые избраны нами по необходимости, потому что каждое из них особенным образом напоминает о благах, подаваемых от Бога. Так не должно пренебрегать утра, чтобы первые движения души и ума посвящаемы были Богу, чтобы мы низа что другое не принимались с заботливостью, пока не возвеселены мыслию о Боге, по написанному: «Помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4), чтобы и тела не приводили в движение для делания, пока неисполним сказанного: «к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя» (Пс. 5, 3. 4).

И опять надобно вставать на молитву, предваряя утро, чтобы день не застал нас во сне, и на ложе, по словам сказавшего: «Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим» (Пс. 118, 148).

 

3. Час третий (9 часов).

        66. Но и в третий час совершается пришествие Духа Святого, как знаем из Деяний, когда фарисеям, которые смеются над учениками за разнообразное в них действие языков, Петр говорит, что не пьяны глаголющие сие: «ибо теперь третий час дня» (Деян. 2, 15).

       67. Но еще в третий час должно вставать и, если бы случилось, что братия разошлись каждый за своими делами, собирать братство на молитву; воспоминай дар Духа, данный в третий час Апостолам, все должны покланяться единодушно, чтобы и им самим сделаться достойными приятия святыни, и просить у Духа руководства и учения на пользу, подражая сказавшему: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.» (Пс. 50, 12—14); и в другом месте: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142, 10), и таким образом опять приниматься за дело. И если некоторые по свойству дел, или мест, не могут прийти в собрание, находясь далеко, то необходимо обязаны, нимало не медля, и там исполнять сообща все установленное; потому что «идеже еста два или трие собрани во имя Мое, говорит Господь, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 20).

 

4. Час шестой (12 часов).

       67. В шестой же час признали мы необходимым в подражание святым молиться, говоря: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и у слышит глас мой» (Пс. 54, 18); а чтобы избавиться от нападения и беса полуденного, читая вместе и девяностый псалом.

 

6. Час девятый (15 часов).

        66. Девятый час напоминает страдание Господне, совершившееся нашей ради жизни.

        67. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими Апостолами в книге Деяний, где повествуется, что Петр и Иоанн восхождаста во святилище на молитву в час девятый (Деян. 3, 1).

 

5. Полудница (18 часов).

        67. Но поелику Давид говорит: «Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея» (Пс. 118, 164), а упомянутые времена молитвы не наполняют собою седмеричного числа молитв; то полуденную молитву надобно разделить на молитву пред принятием пищи, и на молитву по принятии оной, чтобы и нам при каждом круговращении дня служило образцом сие правило: седмерицею днем хвалить Бога»

 

7. Вечерня (21 час).

       67. А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам, или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение, или непроизвольно, или даже и тайно, состояло ли оно в словах, или в делах, или заключалось в самом сердце; за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: «яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся» (Пс. 4, 5).

 

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.310-312)

Комментариев нет:

Отправить комментарий