Устав св. Василия Великого.
Б. Правило общежительников, или самый Устав Василия Великого.
5. Молитвословие.
66. Времена молитвословия указаны еще в предварительных вводных в подвижничество словах: «вся жизнь да будет временем молитвы».
1. В полунощи (12 часов ночи).
Так Великий Давид говорит: «полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея» (Пс. 118, 62). А ему, как видим, последуя, Павел и Сила в полунощи хвалят Бога в темнице (Деян. 16, 25).
67. Но опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний, читая и в этот час девяностый псалом. А что полночь нужна нам на молитву, это предали Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: «в полунощи же Павел и Сила молящеся пояста Бога» (Деян. 16, 25). И Псалмопевец говорит: «Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея» (Пс. 118, 62).
2. Заутра (6 часов).
67. «Не должно пренебрегать времена молитв, которые избраны нами по необходимости, потому что каждое из них особенным образом напоминает о благах, подаваемых от Бога. Так не должно пренебрегать утра, чтобы первые движения души и ума посвящаемы были Богу, чтобы мы низа что другое не принимались с заботливостью, пока не возвеселены мыслию о Боге, по написанному: «Помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4), чтобы и тела не приводили в движение для делания, пока неисполним сказанного: «к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя» (Пс. 5, 3. 4).
И опять надобно вставать на молитву, предваряя утро, чтобы день не застал нас во сне, и на ложе, по словам сказавшего: «Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим» (Пс. 118, 148).
3. Час третий (9
часов).
66.
Но и в третий час совершается пришествие Духа
Святого, как знаем из Деяний, когда фарисеям, которые смеются над
учениками за разнообразное в них действие языков, Петр говорит, что не пьяны
глаголющие сие: «ибо теперь третий час дня» (Деян. 2, 15).
67. Но
еще в третий час должно вставать и, если бы случилось, что братия разошлись
каждый за своими делами, собирать братство на молитву; воспоминай
дар Духа, данный в третий час Апостолам, все должны покланяться
единодушно, чтобы и им самим сделаться достойными приятия святыни, и просить у
Духа руководства и учения на пользу, подражая сказавшему: «Сердце чисто созижди
во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего,
и Духа Твоего Святого не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и
Духом Владычним утверди мя.» (Пс. 50,
12—14); и в другом месте: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142, 10), и таким образом опять приниматься за
дело. И если некоторые по свойству дел, или мест, не могут прийти в собрание,
находясь далеко, то необходимо обязаны, нимало не медля, и там исполнять сообща
все установленное; потому что «идеже еста два или трие собрани во имя Мое,
говорит Господь, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 20).
4. Час шестой (12
часов).
67. В шестой же час признали мы необходимым в подражание святым молиться, говоря: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и у слышит глас мой» (Пс. 54, 18); а чтобы избавиться от нападения и беса полуденного, читая вместе и девяностый псалом.
6. Час девятый (15
часов).
66. Девятый час напоминает страдание Господне, совершившееся нашей ради жизни.
67. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими Апостолами в книге Деяний, где повествуется, что Петр и Иоанн восхождаста во святилище на молитву в час девятый (Деян. 3, 1).
5. Полудница (18
часов).
67. Но поелику
Давид говорит: «Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея» (Пс. 118,
164), а упомянутые времена молитвы не наполняют собою седмеричного числа
молитв; то полуденную молитву надобно разделить на молитву
пред принятием пищи, и на молитву по
принятии оной, чтобы и нам при каждом круговращении дня служило образцом
сие правило: седмерицею днем хвалить Бога»
7. Вечерня (21 час).
67. А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам, или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение, или непроизвольно, или даже и тайно, состояло ли оно в словах, или в делах, или заключалось в самом сердце; за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: «яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся» (Пс. 4, 5).
Комментариев нет:
Отправить комментарий