«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

среда, 29 декабря 2021 г.

Непрестанное памятование о Боге - воспоминание и восчувствование великих Божиих благодеяний.

 

Устав св. Василия Великого

 

Б. Правило общежительников, или самый Устав Василия Великого.

5. Молитвословие.


 

Способы достижения непрестанного памятования о Боге:

- Непрестанная молитва;

- Богомысленное созерцание бесконечных совершенств Божиих;

- воспоминание и восчувствование великих Божиих благодеяний, явленных в творении, Промышлении, паче же в Искуплении, как ко всему роду человеческому, так и частнейше ко всякому лицу;

- творить все по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, пред лицом всевидящего Бога.

 

92. Другой способ укрепления памятования о Боге есть воспоминание и восчувствование великих Божиих благодеяний, явленных в творении, Промышлении, паче же в Искуплении, как ко всему роду человеческому, так и частнейше ко всякому лицу, которое старается поучаться в сем.

 

«Ежели в рожденных есть природная любовь к родившим, и это доказывают привязанность бессловесных и в людях с первого возраста открывающаяся расположенность к матерям, то недостатком любви к Сотворившему нас и отчуждением от Него да не окажем себя неразумнее младенцев и свирепее зверей. Если б и не знали, каков Он по благости: потому одному, что получили от Него бытие, должны мы безмерно любить Его со всею нежностью и непрестанно прилепляться к памятованию о Нем, как дети прилеплены к матерям. Но благодетель выше любимых естественно, и привязанность к даровавшим какое-нибудь благо есть расположение, свойственное не людям только, но всем почти животным. Сказано: «позна вол стяжавшего и, и осел ясли господина своего. О если бы не надлежало сказать о нас последующих слов: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша» (Исаии 1, 3)» (Пр. 2).

 

93. «Если же по природе имеем любовь и расположение к благодетелям и решаемся на всякий труд, чтобы воздать за оказанное нам благодеяние; то какое слово может изобразить Божии дары? Они таковы по множеству, что превышают всякое число, так велики и важны, что достаточно и одного, чтобы обязать нас ко всякой благодарности Подателю. Умолчу о тех из них, которые хотя сами по себе и чрезмерны величием и приятностью, однако же превышаемые светозарностью больших, как звезды сиянием солнечных лучей, не так ясно выказывают свою приятность. Ибо нет времени, оставив превосходнейшее, измерять благость Благодетеля меньшими дарами. Поэтому пусть будут преданы молчанию восхождение солнца, круговращение луны, благорастворение воздуха, смены годовых времен, вода из облаков, вода из земли, самое море, и вся земля, рождающееся из земли, живущее в водах, роды живых тварей в воздухе, тысячи различий между животными, все, назначенное на служение нашей жизни». (Пр. 2).

 

94. «Но одного, хотя бы кто и хотел, нельзя миновать; об одном даре совершенно невозможно умолчать тому, кто имеет здравый ум и слово, хотя еще более невозможно сказать о нем, как должно, а именно, что Бог, сотворив человека по образу и подобию Божию, удостоив ведения о Себе, украсив пред всеми животными даром слова, дав ему наслаждаться безмерными красотами рая, поставив его князем над всем, что на земле, и после того, как перехитрен он змием, низпал в грех, а чрез грех в смерть и во все, что достойно смерти, не презрел его, но сперва дал ему в помощь закон, для охранения его и попечения о нем приставил Ангелов, для обличения порока и научения добродетели посылал Пророков, порочные стремления пресекал угрозами, усердие к добрым делам возбуждал обетованиями, неоднократно на разных лицах для вразумления прочих предварительно показывал конец порока и добродетели, и от тех, которые, при всех таковых пособиях, пребывали в непокорности, не отвратился; потому что не были мы оставлены благостью Владыки и не прервали любви Его к нам, оскорбив Благодетеля бесчувственностью к таким почестям, но воззваны от смерти и снова оживотворены Самим Господом нашим Иисусом Христом, у Которого и самый способ благодеяния еще более удивителен. Ибо во образе Божии сын, не «восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим» (Фил. 2, 6. 7). Воспринял на себя и наши немощи, понес болезни, был язвен за нас, чтобы мы язвою Его исцелись (Ис. 53, 5), «искупил ны есть от клятвы, быв по нас клятва» (Гал. 3, 13), претерпел поноснейшую смерть (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) (Гал. 3, 13), чтобы нас возвести в славной жизни, и не удовольствовался тем одним, что оживотворил нас мертвых, но еще даровал нам достоинство божества, уготовал вечные упокоения, великостью веселия превышающие всякую человеческую мысль. «Что же воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам?» (Пс. 115, 3) Но Он столько блат, что не требует воздаяния, а довольствуется тем, чтобы любили Его за дарованное Им». (Пр. 2).

 

95. «Когда все это привожу себе на мысль, тогда (откроюсь в своей немощи) прихожу в какой то ужас и страшное исступление от боязни, чтоб, по невнимательности ума или по причине занятия суетным, отпав от любви Божией, не сделаться мне некогда укоризною Христу. Ибо тот, кто ныне обольщает нас, и мирскими приманками всемерно старается произвести в нас забвение о Благодетеле, к погибели душ наших, ругается и посмевается над нами,тогда пренебрежение наше обратит в укоризну Господу, и будет хвалиться нашею непокорностью и нашим отступничеством; потому что он хотя не сотворил нас и не умер за нас, однако же имел нас своими последователями в непокорности и нерадении о заповедях Божиих. Эта укоризна Господу и эта похвальба врага для меня кажутся тяжелее геенских мучений — врагу Христову послужить предметом похвальбы и поводом к превозношению пред Тем, Кто за нас умер и воскрес, Кому, по написанному, тем более за сие мы обязаны» (Пр. 2). Кто примет в чувство все прописанные благодеяния, тот не может забыть Благодетеля и благоговейного памятования о Нем не может не вращать в уме и сердце в молитвенном к Нему возношении.

 

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.323-325)

Комментариев нет:

Отправить комментарий