«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

суббота, 25 декабря 2021 г.

Непрестанное памятование о Боге – выработать навык непрестанной молитвы

                                              Устав св. Василия Великого

Б. Правило общежительников, или самый Устав Василия Великого.

5. Молитвословие

 


Способы достижения непрестанного памятования о Боге:

- Непрестанная молитва;

- Богомысленное созерцание бесконечных совершенств Божиих;

- воспоминание и восчувствование великих Божиих благодеяний, явленных в творении, Промышлении, паче же в Искуплении, как ко всему роду человеческому, так и частнейше ко всякому лицу;

- творить все по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, пред лицом всевидящего Бога.

 

 

89. Цель упражнения в молитвословии и молитве та, чтобы приобрести навык к непрестанной молитве, или к непрестанному памятованию о Боге и пребыванию в Нем вниманием и чувством, исполненным благоговеинства и теплого к Нему устремления.

Св. Василий Великий часто обращает речь к сему настроению, и в стяжании его поставляет всю цель подвижничества, и телесного, и духовного, и душевного.

 

«Надобно, говорит он, всяцем хранением блюсти свое сердце (Притч. 4, 23), чтобы никак не терять мысли о Боге, и памятования о чудесах Его не осквернять представлениями суетного, но святую мысль о Боге, постоянным и чистым памятованием напечатленную в душах наших, всюду носить с собою, как неизгладимую печать. Ибо таким образом приобретается наша любовь к Богу, которая и возбуждает к исполнению заповедей Господних, и вместе опять ими сама соблюдается, делаясь продолжительною и неколебимою» (Пр. 5, стр. 109).

 

 

Таков внутренний строй ходящих пред Ботом, всегда о Нем памятующих, и молитвенно к Нему обращающихся, и таковы способы к сему наиглавнейшему в духовной жизни деланию. Св. Василий Великий очень часто обращается к нему в своих правилах, его поставляя источником всего доброго, и в нем указывая силу к отражению всего худого, возникающего в мыслях и чувствах.

 

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.321)

Комментариев нет:

Отправить комментарий