«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

пятница, 12 ноября 2021 г.

Подвижник – это воин.

 

Устав св. Василия Великого

А

Предначертание подвижничества

2.

В безбрачной и мироотречной жизни удобнее достижение такой цели

 

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.265-267)

 

Но выразительнее представляет сие св. Василий сравнением подвижника с воином. Этим он и начал свое предначертание подвижничества (стр. 39 и д.).

 

«Прекрасны узаконения царя, объявляемые подданным, но выше и более дарственны его приказы воинам. Поэтому, как провозглашению воинских приказов да внимает тот, кто желает горнего и великого чина, кто хочет всегда быть Христовым воителем, кто слышит эти великие слова: «аще кто Мне служит, Мне да последует; и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Где царь Христос? — Туда тебе, воин, должно направлять шествие. Забудь о всяком упокоении на земле.

 

«Ни один воин не строит себе дома, не приобретает во владение полей, не вмешивается в различные купли для приумножения имущества. «Никто же воин бывая, обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет» (2 Тим. 2, 4). Нужное к пропитанию воин имеет от царя; он не должен сам себе добывать пропитание и даже заботиться об этом. Ему везде у подданных царя отверзт дом по царскому повелению; не нужно ему прилагать попечения о доме. У него на широкой дороге шатер, и пища по мере нужды, и питие вода, и столько сна, сколько дала природа; а походов и бдений много, терпеливость и к зною и к холоду, битвы с противниками, опасности крайние, многократно встречается и смерть, но смерть славная; у него и почести, и дары царские. Многотрудна жизнь его в военное время, но светла во время мира. А награда за доблести, а венец прекрасных заслуг? — Ему вверяется начальство, он именуется другом царевым, имеет близкий доступ к царю, удостаивается прикасаться к царской деснице, принимает отличия из царских рук, властвует над подчиненными и ходатайствует за друзей и посторонних, за кого угодно».

 

«Итак, воин Христов, взяв себе малые образцы из дел человеческих, размысли о благах вечных. Предназначь себе жизнь бездомную, не общественную, нестяжательную. Сделайся независимым, отрешись от всех мирских забот, да не связывают тебя ни вожделение жены, ни попечение о детях; потому что это невозможно для воинствующего Богу. Да не побеждает тебя телесная природа, да не стесняет тебя против воли, да не сделает из свободного узником.

— Подражай небесному жениху, низлагай восстания невидимых врагов, веди брань с началами и властями (Еф. 6, 12), изгоняя их из своей души, чтоб не имели они в тебе части.

— Всего более доверяй себя руке великого Царя, которая едва только покажется, приводит в страх и обращает в бегство сопротивных. Будь неодолим для всякого труда в ополчении, непоколебим душею среди опасности.

Не теряй веры, имея пред очами Христа, ради тебя все претерпевшего, и зная, что ради Христа и тебе должно терпеть все.

И сим победишь; потому что последовал победителю Царю, Который хочет и тебя сделать участником Своей победы».

 

«Если и умрешь, не будешь побежден,

— но тогда то и одержишь совершенную победу,

перешедши от смерти к жизни вечной, от бесчестия у людей к славе у Бога, от скорбей и мучений в мире к вечным успокоениям с Ангелами. Земля не приняла тебя в свои граждане, но приимет небо; мир гнал, но понесут Ангелы представить тебя Христу, и наречешься другом, и услышишь сию вожделенную похвалу: добре, благий рабе и верный, воин доблий, подражатель Владыки, последователь Царя. Я вознагражу тебя Своими дарами; Я послушаю слов твоих, потому что и ты слушал Моих. Попросишь спасения утружденным братиям и общникам веры, тайникам любви,

— и приимешь для них причастие благ.

Будешь ликовать вечным ликованием, блаженно вечнуя в лике блаженства.

 

«Поелику таковы и так славны награды, уготовленные воинствующим по Христе, то да возжелают сего воинствования и отцы для сынов, и матери для дочерей. Да приведут они рожденных ими (в дар Господу) вожделевая иметь в них заступников у Христа и добрых молитвенников. Посвятим Господу дарованных Им, чтоб и нам иметь общение в прославлении детей своих.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий