«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

пятница, 5 ноября 2021 г.

Суть девства.

 


Устав св. Василия Великого

А

Предначертание подвижничества

2.

В безбрачной и мироотречной жизни удобнее достижение такой цели

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.264-265)

 

       Ревнитель такой жизни хранит девство. Но «дарование девства заключает в себе не то одно, чтобы воздерживаться от деторождения, но весь образ жизни, и самая жизнь и нравы должны быть девственны, во всяком занятии безбрачного, показывая нерастленность. Можно и словом соблудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питии преступить законы целомудрия. А кто чрез воздержание во всем этом соблюдает себя под законом девства, тот действительно показывает в себе совершенную и во всем преуспевшую благодать девства.

 

«Посему, если желаем, чтобы облик души нашей, по Божию подобию, украсился бесстрастием, а через сие приобрели мы и вечную жизнь, то будем внимать себе чтобы, поступая в чем-либо недостойно обета, не подпасть одному суду с Ананиею. Не дав обета строгой жизни, можно еще желающему, согласно с дозволением и законом, вступать в житейские связи, предаваться брачному союзу; но кто произнес уже обет свой, тому надобно соблюдать себя для Бога, как одно из священных приношений, чтобы тело, посвященное Богу обетом, осквернив опять служением обыкновенной жизни, не подпасть суду за святотатство».

 

«Говорю же это, имея в виду не один род страсти, как думают некоторые, поставляя дело девства в одном хранении тела, но страстные расположения всякого рода, чтобы намеревающийся соблюдать себя для Бога не осквернил себя никаким мирским пристрастием. Гнева, зависти, памятозлобия, или гордости, парения мыслей, разговоров не во время, лености в молитве, пожелания иметь, чего еще нет, нерадения о заповедях, нарядных одежд, украшения лиц, собраний и бесед, противных приличию и ненужных, — всего этого столько должен остерегаться посвятивший себя Богу обетом девства, что ему равно почти опасно, как пребывать в грехе, от которого он отрекся, так и предаваться чему-либо одному из сказанного. Ибо все делаемое по страсти вредит душевной чистоте и препятствует Божественной жизни. Поэтому отрекшийся от мира должен то иметь в виду, чтобы себя — Божий сосуд не осквернить, как ни есть, страстным употреблением».

 

«Особенно же надобно ему рассудить, что избравший жизнь Ангельскую, преступив меры естества человеческого, подчинил уже себя уставам жития бесплотных. Ибо ангельскому естеству свойственно быть свободным от брачного союза, не развлекаться никакою другою красотою, но непрестанно погружаться в Божие лицезрение. Посему, вступивший в ангельский чин, если оскверняется человеческими страстями, подобен коже рыси, у которой шерсть не совершенно бела, и не вовсе черна, но испещрена смесью разных цветов, и не причисляется ни к черным ни к белым».

 

«И это пусть будет некоторым общим правилом для избравших жизнь воздержную и чистую» (стр. 69, 70).

Комментариев нет:

Отправить комментарий