«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

суббота, 30 октября 2021 г.

Предостережения задумавшего отречься от мира.

Устав св. Василия Великого

А

Предначертание подвижничества

2.

В безбрачной и мироотречной жизни удобнее достижение такой цели

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.263-264)

  

Предостережения задумавшего отречься от мира.

 

Сознавая неотложность таких требований и вместе нелегкость исполнения их св. Василий предостерегает задумавшего отречься от мира:

 

«Прошу, не делай этого без испытания; не воображай жизни удобоносной и спасенья без борьбы, а лучше наперед упражняйся в предпочтении терпения в скорбях телесных и душевных, чтобы, ввергнув себя в неожиданные борьбы, и потом, не имея силы противостоять встретившимся испытаниям, опять со стыдом и посмеянием не устремиться к тому, от чего бежал, к осуждению души, возвращаясь в мир и делаясь для многих соблазном, подавая всем повод заключать о невозможности жить о Христе. Опасность же сего знаете все вы, читающие Евангелие, в котором говорит Божественный глас: «у нее ему было бы, аще жернов осельский облежал бы о выи его, и ввержен в море, неже да соблазнит от малых сих единого» (Лк. 17, 2); потому что будет он подлежать осуждению, не только как оставивший свои ряды воин, но и как виновный в погибели развращенных им, хотя бы думал уверять себя вздорными рассуждениями, будто, и живя в мире умилостивляет Бога добрыми делами, — что для него невозможно. Кто в жизни безгрешной по ее неразвлеченности, не имел сил выдержать борьбу с врагом, тот в жизни многогрешной и им самим управляемой возможет ли преуспеть в какой-либо добродетели? А если бы кто и согласился, что он управляет собственною своею жизнью, то неизбежит осуждения за то, что оставил Христа, подобно ученикам, упоминаемым в Евангелии, о которых Божественный Евангелист свидетельствует: «мнози от ученик идоша вспять, и к тому не хождаху со Иисусом, говоря: жестоко есть слово Его, кто может Его послушати» (Ин. 6, 60, 66).

 

После всего сказанного само собою становится очевидным в чем задача мироотречного подвижничества. Задача сия в очищении души от страстей. Ревнитель такой жизни удаляется от мира: «но удаление от мира состоит не в том одном, чтобы телом быть вне мира, но чтобы душою оторваться от пристрастия к телу, не иметь у себя ни города, ни дома, ни собственности ни товарищества, быть нестяжательным. Не беспокоящимся о средствах жизни, беспопечительным, избегающим всякого сношения с людьми, не знающим человеческих правил, готовым принимать впечатлеваемое в сердце божественным учением» (Пис. 2).

Комментариев нет:

Отправить комментарий