Устав св. Василия Великого
А
Предначертание подвижничества
2.
В безбрачной и мироотречной жизни
удобнее достижение такой цели
(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.263-264)
Предостережения
задумавшего отречься от мира.
Сознавая неотложность таких требований и вместе нелегкость исполнения их св.
Василий предостерегает задумавшего отречься от мира:
«Прошу, не делай
этого без испытания; не воображай жизни удобоносной и спасенья без борьбы,
а лучше наперед упражняйся в предпочтении терпения
в скорбях телесных и душевных, чтобы,
ввергнув себя в неожиданные борьбы, и потом, не
имея силы противостоять встретившимся испытаниям, опять со стыдом и
посмеянием не устремиться к тому, от чего бежал, к осуждению души, возвращаясь в мир и делаясь для многих соблазном, подавая всем повод заключать о невозможности жить о
Христе. Опасность же сего знаете все вы, читающие Евангелие, в котором
говорит Божественный глас: «у нее ему было бы, аще жернов осельский облежал бы
о выи его, и ввержен в море, неже да соблазнит от малых сих единого» (Лк. 17,
2); потому что будет он подлежать осуждению, не
только как оставивший свои ряды воин, но и как виновный в погибели развращенных
им, хотя бы думал уверять себя вздорными рассуждениями, будто, и живя в
мире умилостивляет Бога добрыми делами, — что для него невозможно. Кто в жизни
безгрешной по ее неразвлеченности, не имел сил выдержать борьбу с врагом, тот в
жизни многогрешной и им самим управляемой возможет ли преуспеть в какой-либо
добродетели? А если бы кто и согласился, что он управляет собственною своею
жизнью, то неизбежит осуждения за то, что оставил Христа, подобно ученикам,
упоминаемым в Евангелии, о которых Божественный Евангелист свидетельствует: «мнози
от ученик идоша вспять, и к тому не хождаху со Иисусом, говоря: жестоко есть
слово Его, кто может Его послушати» (Ин. 6, 60, 66).
После всего сказанного само собою становится
очевидным в чем задача мироотречного подвижничества. Задача
сия в очищении души от страстей. Ревнитель
такой жизни удаляется от мира: «но удаление
от мира состоит не в том одном, чтобы телом быть
вне мира, но чтобы душою оторваться от
пристрастия к телу, не иметь у себя ни города, ни дома, ни собственности ни
товарищества, быть нестяжательным. Не беспокоящимся о средствах жизни,
беспопечительным, избегающим всякого сношения с людьми, не знающим человеческих
правил, готовым принимать впечатлеваемое в сердце божественным учением»
(Пис. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий