«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

воскресенье, 17 октября 2021 г.

В чем же существо отречения от мира?


 

Устав св. Василия Великого

А

Предначертание подвижничества

2.

В безбрачной и мироотречной жизни удобнее достижение такой цели

 («Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.257-258)      

В отвержении всех обычаев мирских раздражающих и питающих страсти и в видимом удалении от общения с людьми, живущими по духу мира, в отречении от всякой собственности чрез раздаяние всего, что имелось, бедным за один раз и оставаясь ни с чем, с одною надеждою на промышление Божие, в погашении самых естественных чувств родства и пресечении всяких знакомств и приятств житейских, со вступлением в другой мир, где другие отцы, другие братия и други.

       Св. Василий изображает это во многих местах; но есть в правилах пространных и особая об этом статья, — именно, ответ на 8-й вопрос. Здесь он пишет:

«Поелику Господь наш Иисус Христос, после сильного и многими делами подкрепленного доказательства, всем говорит: «если кто ко Мне идет, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24); и еще: «тако убо всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быть Мой ученик» (Лк. 14, 33); то думаю, что повеление сие простирается на многие вещи, которых отчуждение необходимо.

       Ибо прежде всего отрицаемся диавола и плотских страстей мы, отрекшиеся тайных срама (2 Кор. 4, 2), телесного сродства, человеческой дружбы и навыков жизни, противоборствующих точности Евангельского спасения.

       И, что еще необходимее, отрицаемся самих себя, «совлекшись ветхого человека с деяньми его» (Кол. 3, 9), «тлеющего в похотех прелестных» (Еф. 4, 22).

       Но отрицаемся и от всяких пристрастий к миру, которые могут препятствовать цели благочестия. Таковый человек будет почитать истинными родителями породивших его благовествованием о Христе Иисусе, а братьями — приявших того же Духа сыноположения, на всякое же имущество станет смотреть, как на чужое, каково оно и действительно. Одним словом, кому весь мир распяся, и он миру (Гал. 6, 14), тот может ли еще принимать участие в мирских заботах? Господь наш Иисус Христос доводит до крайней степени ненавидение души своей и самоотвержение, когда говорит: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и потом уже присовокупляет: и по Мне грядет». И еще: «аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестер, еще же и душу свою, не может Мой быть ученик» (Лк. 14, 26).

       Поэтому совершенное отречение состоит в том, чтобы преуспеть в беспристрастии даже и к самой жизни и иметь в себе осуждение смерти, «да не на ся надеющеся будем» (2 Кор. 1, 9).

Комментариев нет:

Отправить комментарий