Устав св. Василия Великого
А
Предначертание подвижничества
2.
В безбрачной и мироотречной жизни
удобнее достижение такой цели
(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.257-258)
В отвержении всех обычаев мирских раздражающих и питающих страсти и в видимом удалении от общения с людьми, живущими по духу мира, в отречении от всякой собственности чрез раздаяние всего, что имелось, бедным за один раз и оставаясь ни с чем, с одною надеждою на промышление Божие, в погашении самых естественных чувств родства и пресечении всяких знакомств и приятств житейских, со вступлением в другой мир, где другие отцы, другие братия и други.
Св. Василий изображает это во многих местах; но есть в правилах пространных и особая об этом статья, — именно, ответ на 8-й вопрос. Здесь он пишет:
«Поелику Господь наш Иисус Христос, после сильного и многими делами подкрепленного доказательства, всем говорит: «если кто ко Мне идет, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24); и еще: «тако убо всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быть Мой ученик» (Лк. 14, 33); то думаю, что повеление сие простирается на многие вещи, которых отчуждение необходимо.
Ибо прежде всего отрицаемся диавола и плотских страстей мы, отрекшиеся тайных срама (2 Кор. 4, 2), телесного сродства, человеческой дружбы и навыков жизни, противоборствующих точности Евангельского спасения.
И, что еще необходимее, отрицаемся самих себя, «совлекшись ветхого человека с деяньми его» (Кол. 3, 9), «тлеющего в похотех прелестных» (Еф. 4, 22).
Но отрицаемся и от всяких пристрастий к миру, которые могут препятствовать цели благочестия. Таковый человек будет почитать истинными родителями породивших его благовествованием о Христе Иисусе, а братьями — приявших того же Духа сыноположения, на всякое же имущество станет смотреть, как на чужое, каково оно и действительно. Одним словом, кому весь мир распяся, и он миру (Гал. 6, 14), тот может ли еще принимать участие в мирских заботах? Господь наш Иисус Христос доводит до крайней степени ненавидение души своей и самоотвержение, когда говорит: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и потом уже присовокупляет: и по Мне грядет». И еще: «аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестер, еще же и душу свою, не может Мой быть ученик» (Лк. 14, 26).
Поэтому совершенное отречение состоит в том, чтобы преуспеть в беспристрастии даже и к самой жизни и иметь в себе осуждение смерти, «да не на ся надеющеся будем» (2 Кор. 1, 9).
Комментариев нет:
Отправить комментарий