Устав св. Василия Великого
А
Предначертание подвижничества
2.
В безбрачной и мироотречной жизни
удобнее достижение такой цели.
«Марфа
принимает в дом свой Господа, а при ногах Его сидит Мария (Лук. 10, 38). В
обоих сестрах видно прекрасное усердие; но ты различай дела. Марфа служила,
приготовляя к угощению нужное для телесной Его потребности; Мария, сидя при ногах
Его, слушала слова Его. Поэтому одна упокоивала
видимое, а другая служила невидимому; потому что присутствующий у них
действительно был и человек и Бог. Сам Господь одобрил
усердие обоих жен. Но Марфа утомленная трудом, призывала Господа в посредники,
чтобы и сестру свою иметь помощницею в служении. «Рцы ей, - говорит она, - да
восставши ми поможет». Господь же говорит ей: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши
о мнозе: единоже есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отъимется
от нея (Лук. 10, 40-42). Я не для того здесь, чтоб возлежать и питать чрево, но
для того, чтобы вас напитать словом истины и созерцанием тайн. — Поэтому, как
одну не отвлек от того, чем занималась, так и другую одобрил за то, к чему была
внимательна».
«Вникни
же, что значат сии две части, представляемыя в
лице двух женщин, одна низшая, избравшая для
себя служение телесному, впрочем, самое
полезное, а другая высшая и более духовная, возшедшая до созерцания тайн. Сие разумей
духовно, и избери что хочешь. Если желаешь услуживать,
служи о имени Христовом; ибо Сам Он сказал: «понеже сотвористе единому
сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25,40). Принимаешь
ли у себя странных, упокоиваешь ли бедных, сострадаешь ли болезнующим, подаешь
ли руку помощи находящимся в нужде и несчастий, услуживаешь ли недужным, все
это Христос приемлет на Себя. Но если хочешь соревновать Марии, которая оставила служение
телу, а востекла к созерцанию духовных видений;
то искренно приступи к делу. Оставь тело, не
вступай в земледелие и приготовление и заготовление снедей; но сиди у ног
Господних, и слушай слово Господне, чтобы стать тебе причастником тайн
Божества; потому что внимание урокам Иисусовым выше служения телу. Воспользуйся
же сими примерами и сим указанием. Подражай чему хочешь; будь или служителем
бедных, или любителем догматов Христовых. Если же хочешь возревновать о том и о
другом; то тем и другим приобретешь плод спасения. Впрочем, духовное учение есть первое, а все прочее — второе по нем.
Ибо сказано: Мария благую часть избра. Поэтому если и ты хочешь быть тайником Христовым,
сядь при ногах Христовых, приими благовествование Христово, восприими в себя
всю жизнь Христову и неси беспечально; по забудь и собственное тело свое. И,
таким образом, возможеши беседовать со Христом в созерцаниях, чтобы подражать
Марии и пожать горнюю славу» (Уст. 1).
Из
приведенных мест достаточно видны мысли св. Василия Великого о трудностях спасать душу свою, в мире живучи, хоть бы и не по мирскому и достигнуть там, предназначенного
христианам, совершенства; вследствие чего необходимо возревновавшему о спасении души, об искреннем
богоугождении и совершенстве христианском, состоящем в
бесстрастии и чрез то в Богообщении, — не только воздержаться от
супружества, но и бежать из мира. Одно убежище
безопасное — удаление от мира. Совместить то и другое
невозможно». Невозможно, говорит, в одно время иметь успех в том и в
другом, — и в делах мира сего, и в жизни по Богу. И Божественные Писания,
которым научены мы, и самая природа полны подобных примеров. И в умственной
деятельности совершенно невозможно в тоже время обдумывать двух мыслей. И в
принятии чувственных впечатлений нельзя в тоже время принять и различать двух
голосов, вместе достигающих слуха,—хотя отверсты у нас два слуховые прохода. И
глаза, если не будут оба устремлены на один видимый предмет, не могут в
точности исполнять своего дела. И это показывает нам природа. Поэтому для чего соединять нам несоединимое, — волнения общественной
жизни и упражнение в благочестии? Не лучше ли, удалясь от сих волнений и
от того, чтоб и самим иметь, и другим доставлять дело, оставаться самим с
собою, и, какую предположили себе цель благоговейной жизни, утвердить самым
делом» (Пис. 283).
Комментариев нет:
Отправить комментарий