«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

суббота, 9 октября 2021 г.

Два пути спасения


Устав св. Василия Великого

А

Предначертание подвижничества

2.

В безбрачной и мироотречной жизни удобнее достижение такой цели.

  

      «Марфа принимает в дом свой Господа, а при ногах Его сидит Мария (Лук. 10, 38). В обоих сестрах видно прекрасное усердие; но ты различай дела. Марфа служила, приготовляя к угощению нужное для телесной Его потребности; Мария, сидя при ногах Его, слушала слова Его. Поэтому одна упокоивала видимое, а другая служила невидимому; потому что присутствующий у них действительно был и человек и Бог. Сам Господь одобрил усердие обоих жен. Но Марфа утомленная трудом, призывала Господа в посредники, чтобы и сестру свою иметь помощницею в служении. «Рцы ей, - говорит она, - да восставши ми поможет». Господь же говорит ей: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе: единоже есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея (Лук. 10, 40-42). Я не для того здесь, чтоб возлежать и питать чрево, но для того, чтобы вас напитать словом истины и созерцанием тайн. — Поэтому, как одну не отвлек от того, чем занималась, так и другую одобрил за то, к чему была внимательна».

 

      «Вникни же, что значат сии две части, представляемыя в лице двух женщин, одна низшая, избравшая для себя служение телесному, впрочем, самое полезное, а другая высшая и более духовная, возшедшая до созерцания тайн. Сие разумей духовно, и избери что хочешь. Если желаешь услуживать, служи о имени Христовом; ибо Сам Он сказал: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25,40). Принимаешь ли у себя странных, упокоиваешь ли бедных, сострадаешь ли болезнующим, подаешь ли руку помощи находящимся в нужде и несчастий, услуживаешь ли недужным, все это Христос приемлет на Себя. Но если хочешь соревновать Марии, которая оставила служение телу, а востекла к созерцанию духовных видений; то искренно приступи к делу. Оставь тело, не вступай в земледелие и приготовление и заготовление снедей; но сиди у ног Господних, и слушай слово Господне, чтобы стать тебе причастником тайн Божества; потому что внимание урокам Иисусовым выше служения телу. Воспользуйся же сими примерами и сим указанием. Подражай чему хочешь; будь или служителем бедных, или любителем догматов Христовых. Если же хочешь возревновать о том и о другом; то тем и другим приобретешь плод спасения. Впрочем, духовное учение есть первое, а все прочее — второе по нем. Ибо сказано: Мария благую часть избра. Поэтому если и ты хочешь быть тайником Христовым, сядь при ногах Христовых, приими благовествование Христово, восприими в себя всю жизнь Христову и неси беспечально; по забудь и собственное тело свое. И, таким образом, возможеши беседовать со Христом в созерцаниях, чтобы подражать Марии и пожать горнюю славу» (Уст. 1).

 

       Из приведенных мест достаточно видны мысли св. Василия Великого о трудностях спасать душу свою, в мире живучи, хоть бы и не по мирскому и достигнуть там, предназначенного христианам, совершенства; вследствие чего необходимо возревновавшему о спасении души, об искреннем богоугождении и совершенстве христианском, состоящем в бесстрастии и чрез то в Богообщении, — не только воздержаться от супружества, но и бежать из мира. Одно убежище безопасное — удаление от мира. Совместить то и другое невозможно». Невозможно, говорит, в одно время иметь успех в том и в другом, — и в делах мира сего, и в жизни по Богу. И Божественные Писания, которым научены мы, и самая природа полны подобных примеров. И в умственной деятельности совершенно невозможно в тоже время обдумывать двух мыслей. И в принятии чувственных впечатлений нельзя в тоже время принять и различать двух голосов, вместе достигающих слуха,—хотя отверсты у нас два слуховые прохода. И глаза, если не будут оба устремлены на один видимый предмет, не могут в точности исполнять своего дела. И это показывает нам природа. Поэтому для чего соединять нам несоединимое, — волнения общественной жизни и упражнение в благочестии? Не лучше ли, удалясь от сих волнений и от того, чтоб и самим иметь, и другим доставлять дело, оставаться самим с собою, и, какую предположили себе цель благоговейной жизни, утвердить самым делом» (Пис. 283).

 

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.254-256)

Комментариев нет:

Отправить комментарий