Устав св. Василия Великого
А
Предначертание подвижничества
2.
В безбрачной и мироотречной жизни
удобнее достижение такой цели
(«Древние иноческие уставы, собранные
свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М.,
1994, с.261-262)
Будучи
же таковым, оно не может совершиться без глубокой внутренней брани и без
болезненного перелома воли и всего настроения. Две борьбы проходит истинный
мироотречник, чтобы мироотречение его было плодоносно: первая
— отречение от родства и имущества, а вторая отречение от своей
воли. О том и другом говорит он так:
ПЕРВАЯ БОРЬБА – отречение от родства и имущества.
«В самом начале своего
отречения от мира, чтобы не увлечься пристрастием к сродникам по плоти, мужайся, укрепляя себя обменом смертного на бессмертное.
Также, когда самым делом оставляешь собственность
свою, будь непреклонен и несомненно уверен,
что препосылаешь это на небо, скрывая в
недрах убогих, и обретая у Бога с великим приращением. Разрывая
связь с друзьями и близкими, не будь прискорбен; потому что сопрягаешься со Христом, за тебя распавшимся; а
такого дружелюбия можешь ли представить себе что выше?»
ВТОРАЯ БОРЬБА – отречение от своей воли.
«Когда же, при Божием содействии, победишь врага
своего в этой первой борьбе; не бросай себя, подобно какому-нибудь негодному
сосуду. Ибо отречением от земных вещей ты украсил уже себя пред Христом. Но с
великою заботливостью и внимательностью постарайся
найти мужа, который бы непогрешительно предшествовал тебе в образе жизни
и хорошо умел руководить шествующих к Богу (строгого
настоятеля, который строго держит обитель). И когда найдешь такого, предай ему себя, ни во что вменив и отринув прочь всякую волю свою, чтоб оказаться
тебе подобным чистому сосуду, и что вложено в тебя доброго хранить в
неприкосновенности с чем-либо чуждым ему. А если оставишь в себе какую-нибудь
из прежде бывших в тебе страстей, то и доброе, если оно в тебе вложено,
претворив в уксус, будешь изрынут вон, как негодный сосуд» .
«Это вторая борьба
с противником нашего спасения. Ибо у добрых учителей — и уроки добрые, а у
злых, конечно, злые. Когда лукавый наш противоборник не в силах убедить нас,
чтобы оставались в мирском неустройстве и в погибели; спешит он убедить, чтобы
не предавали себя строгой жизни, или такому мужу, который все грехи наши
выводит нам пред взоры и исправляет их, но чтобы вверились кому-либо из
страстных славолюбцев, защищающему собственные свои страсти под предлогом
снисхождения с живущими с ним вместе, чтобы, таким образом, незаметно соделав
нас опять многострастными, опутать нас собственными узами греха. А если
поручишь себя мужу, украшенному многими доблестями, то соделаешься наследником
благ, какие в нем, и будешь весьма блажен пред Богом и пред людьми. Но если
щадя тело свое, отыщешь учителя снисходительного к страстям твоим, или лучше
сказать, вместе с тобою падающего, то напрасно ты вступал в подвиг отречения от
мира; потому что предался страстной жизни, взяв себе слепого вождя, и глубоко
погружаешься в бездну. Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут: довлеет бо
ученику да будет яко учитель его (Мф. 15, 14; 10, 25). Это — Божие слово, и оно
не погрешит: тебе должно жить по закону подвижническому; в противном случае не
будешь увенчан, как сказал Апостол: «аще и подвизается кто, не венчается, аще
незаконно подвизатися будет» (2 Тим. 2, 5) ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий