«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

понедельник, 25 октября 2021 г.

Две борьбы при отречения от мира


 

Устав св. Василия Великого

А

Предначертание подвижничества

2.

В безбрачной и мироотречной жизни удобнее достижение такой цели

 

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.261-262)

  

      Будучи же таковым, оно не может совершиться без глубокой внутренней брани и без болезненного перелома воли и всего настроения. Две борьбы проходит истинный мироотречник, чтобы мироотречение его было плодоносно: перваяотречение от родства и имущества, а вторая отречение от своей воли. О том и другом говорит он так:

ПЕРВАЯ БОРЬБА отречение от родства и имущества.

«В самом начале своего отречения от мира, чтобы не увлечься пристрастием к сродникам по плоти, мужайся, укрепляя себя обменом смертного на бессмертное. Также, когда самым делом оставляешь собственность свою, будь непреклонен и несомненно уверен, что препосылаешь это на небо, скрывая в недрах убогих, и обретая у Бога с великим приращением. Разрывая связь с друзьями и близкими, не будь прискорбен; потому что сопрягаешься со Христом, за тебя распавшимся; а такого дружелюбия можешь ли представить себе что выше?»

ВТОРАЯ БОРЬБАотречение от своей воли.

«Когда же, при Божием содействии, победишь врага своего в этой первой борьбе; не бросай себя, подобно какому-нибудь негодному сосуду. Ибо отречением от земных вещей ты украсил уже себя пред Христом. Но с великою заботливостью и внимательностью постарайся найти мужа, который бы непогрешительно предшествовал тебе в образе жизни и хорошо умел руководить шествующих к Богу (строгого настоятеля, который строго держит обитель). И когда найдешь такого, предай ему себя, ни во что вменив и отринув прочь всякую волю свою, чтоб оказаться тебе подобным чистому сосуду, и что вложено в тебя доброго хранить в неприкосновенности с чем-либо чуждым ему. А если оставишь в себе какую-нибудь из прежде бывших в тебе страстей, то и доброе, если оно в тебе вложено, претворив в уксус, будешь изрынут вон, как негодный сосуд» .

 

«Это вторая борьба с противником нашего спасения. Ибо у добрых учителей — и уроки добрые, а у злых, конечно, злые. Когда лукавый наш противоборник не в силах убедить нас, чтобы оставались в мирском неустройстве и в погибели; спешит он убедить, чтобы не предавали себя строгой жизни, или такому мужу, который все грехи наши выводит нам пред взоры и исправляет их, но чтобы вверились кому-либо из страстных славолюбцев, защищающему собственные свои страсти под предлогом снисхождения с живущими с ним вместе, чтобы, таким образом, незаметно соделав нас опять многострастными, опутать нас собственными узами греха. А если поручишь себя мужу, украшенному многими доблестями, то соделаешься наследником благ, какие в нем, и будешь весьма блажен пред Богом и пред людьми. Но если щадя тело свое, отыщешь учителя снисходительного к страстям твоим, или лучше сказать, вместе с тобою падающего, то напрасно ты вступал в подвиг отречения от мира; потому что предался страстной жизни, взяв себе слепого вождя, и глубоко погружаешься в бездну. Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут: довлеет бо ученику да будет яко учитель его (Мф. 15, 14; 10, 25). Это — Божие слово, и оно не погрешит: тебе должно жить по закону подвижническому; в противном случае не будешь увенчан, как сказал Апостол: «аще и подвизается кто, не венчается, аще незаконно подвизатися будет» (2 Тим. 2, 5) ».

Комментариев нет:

Отправить комментарий