СВЯТАГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКАГО,
СОДЕРЖАЩИЙ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ
ПОДВИЖНИЧЕСТВА ВООБЩЕ
2.
Устав св. Василия Великого
А
Предначертание подвижничества
1. ПЕРВОЕ ДЕЛО НАШЕ ТЕПЕРЬ —ВЗОЙТИ
ОПЯТЬ В ЖИВОЙ СОЮЗ
С БОГОМ ЧРЕЗ ОЧИЩЕНИЕ СЕБЯ
ОТ СТРАСТЕЙ.
Св.
Василий начинает с главной цели человека и мысль за мыслию доходит до
подвижничества, как условия к достижению сей цели, почитая его обязательным для
христианина, по тому началу, что обязанный к цели обязан и к средствам. Он
говорит: «все, что может содействовать намерению спасения души, должно
соблюдать со страхом, как Божественную заповедь» (стр. 76., пять предварительных
слов о подвижничестве, 5-й том его творений).
Ход
его мыслей такой: последняя цель и благо человека есть
общение с Богом: грех отдалил нас от Бога и держит в сем отдалении
посредством обладающих нами страстей. Почему, чтобы
возвратиться к Богообщению, надобно очиститься от страстей, посредством умерщвления
их; а это и есть подвижничество.
Он
убеждает: «Человек сотворен по образу и подобию Божию; а грех, увлекая душу в
страстные пожелания, изменил красоту образа. Но Бог
сотворивший человека, есть истинная жизнь:
потому кто утратил в себе подобие Божие, тот утратил и общение с жизнью; а кто
вне Бога, тому невозможно бить в блаженной жизни. Итак, возвратимся к
первоначальной благодати, которой чуждыми сделали мы себя чрез грех, и снова
украсим себя по образу Божию, бесстрастием уподобившись Творцу. Ибо кто чрез подражание,
сколько возможно сие, изобразил в себе бесстрастие Божия
естества, тот в душе своей восстановил образ Божий. А кто уподобился
Богу, показанным теперь способом, тот без сомнения, приобрел
и подобие Божией жизни,
постоянно пребывая в вечном блаженстве.
Поэтому, если бесстрастием снова восстановляем в себе образ Божий, а
уподобление Богу дарует нам непрекращающуюся жизнь, то, вознерадев о всем
другом, употребим попечение свое на то, чтобы душа наша никогда не была
обладаема никакою страстью, а напротив того, чтобы мысль наша, при нападении
искушений, оставалась непоколебимою, и чтобы чрез то соделались мы
причастниками Божия блаженства» (стр. 68., пять предварительных слов о
подвижничестве, 5-й том его творений).
Это
и есть самоумерщвление, живоносная сила которого зависит от того, что
посредством его мы делаемся причастниками крестной смерти Христа Спасителя,
коею дарована нам жизнь. Верою в Господа мы
вступаем в условия, при которых может развиваться в
нас духовная жизнь в Богообщении; самое же развитие
ее в действо производится чрез самораспятие.
К этому нарекаемся мы в самом Крещении. Эго разъясняет св. Василий в ответе (краткие
правила, 5-й том его творений) на 234-й вопрос: «Как человек возвещает смерть
Господню? Как научил Господь, сказав: «если кто ко Мне идет, да отвержется
себе, и возьмет крест свой» (Мф. 16, 24), и как выразился Апостол, исповедав о
себе: «мне мир распяся и аз миру» (Гал. 6, 14), — на что и дали мы
предварительное обещание в самом Крещении. Ибо говорит он: «елицы во Христа
Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся» (Рим 6, 3); толкуя же, что значит
в смерть Господню креститься, присовокупляем к сему: «яко ветхий наш чело век с
Ним распятся, яко ктому не работати нам греху» (Рим 6, 6), но, очистившись от
всякого пристрастия к жизни, соделаться достойными свидетельства того же
Апостола, который сказал: «умросте бо и живот ваш сокровен есть со Христом в
Бозе» (Кол. 3, 3), — так чтобы осмелиться нам с дерзновением говорить: «грядет
мира сего князь, и во мне не имать ничесо же» (Иоан. 14, 30)» (Подоб. в кратких
правилах, 237, 5-й том его творений).
Итак,
в христианстве дело существеннейшее есть очищение себя
от страстей чрез подвиги самоумерщвления. По сему «всякому христианину
преимущественно и паче всего должно заботиться о том, чтобы обнажиться от
разновидных и различных страстей, которыми оскверняется душа» (стр. 78, пять
предварительных слов о подвижничестве, 5-й том его творений). Это требует труда
и труда целой жизни. Но такой и закон положен, чтоб «желающие стяжать царствие
небесное всячески нудили себя.» «Царствие Божие принадлежит употребляющим
принуждение, и нуждницы восхищают е» (Матф. 11,12). Это — Евангельское слово.
Оно назвало принуждением изнурение тела,
какое ученики Христовы терпят в отречении от
собственных своих хотений и от телесного упокоения, в хранении же всех
заповедей Христовых. Поэтому, если хочешь восхитить царство небесное, употреби
принуждение, подклони выю свою под иго служения Христова, стяни ярем на выи
своей; пусть гнетет он выю твою; истончай ее трудом
добродетелей, в постах, в бдении, в послушании, в безмолвии, в псалмопении, в
молитвах, в слезах, в рукоделии, в перенесении всякой скорби, наносимой тебе
демонами и людьми. Да не внушает тебе высокомудрый помысл ослабить со
временем труды; бойся, чтоб пред дверьми исхода не застигли тебя обнаженным от
добродетелей и чтобы тебе не остаться вне врат царствия» (стр. 61, пять предварительных
слов о подвижничестве, 5-й том его творений).
Таков
общий христианский долг,—не монахов только, но и мирян.
Комментариев нет:
Отправить комментарий