«Если бы мы сознавали это (наши чувства перед лицом смерти), как бы мы относились друг к другу да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последними, что он воспримет и унесет в вечность, - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!» (Антоний, митрополит Сурожский)

четверг, 3 июня 2021 г.

Бесстрастие через самоумерщвление



УСТАВ

СВЯТАГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКАГО,

СОДЕРЖАЩИЙ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ ПОДВИЖНИЧЕСТВА ВООБЩЕ

2.

Устав св. Василия Великого

А

Предначертание подвижничества

1. ПЕРВОЕ ДЕЛО НАШЕ ТЕПЕРЬ —ВЗОЙТИ ОПЯТЬ В ЖИВОЙ СОЮЗ

С БОГОМ ЧРЕЗ ОЧИЩЕНИЕ СЕБЯ ОТ СТРАСТЕЙ.

       Св. Василий начинает с главной цели человека и мысль за мыслию доходит до подвижничества, как условия к достижению сей цели, почитая его обязательным для христианина, по тому началу, что обязанный к цели обязан и к средствам. Он говорит: «все, что может содействовать намерению спасения души, должно соблюдать со страхом, как Божественную заповедь» (стр. 76., пять предварительных слов о подвижничестве, 5-й том его творений).

       Ход его мыслей такой: последняя цель и благо человека есть общение с Богом: грех отдалил нас от Бога и держит в сем отдалении посредством обладающих нами страстей. Почему, чтобы возвратиться к Богообщению, надобно очиститься от страстей, посредством умерщвления их; а это и есть подвижничество.

       Он убеждает: «Человек сотворен по образу и подобию Божию; а грех, увлекая душу в страстные пожелания, изменил красоту образа. Но Бог сотворивший человека, есть истинная жизнь: потому кто утратил в себе подобие Божие, тот утратил и общение с жизнью; а кто вне Бога, тому невозможно бить в блаженной жизни. Итак, возвратимся к первоначальной благодати, которой чуждыми сделали мы себя чрез грех, и снова украсим себя по образу Божию, бесстрастием уподобившись Творцу. Ибо кто чрез подражание, сколько возможно сие, изобразил в себе бесстрастие Божия естества, тот в душе своей восстановил образ Божий. А кто уподобился Богу, показанным теперь способом, тот без сомнения, приобрел и подобие Божией жизни, постоянно пребывая в вечном блаженстве. Поэтому, если бесстрастием снова восстановляем в себе образ Божий, а уподобление Богу дарует нам непрекращающуюся жизнь, то, вознерадев о всем другом, употребим попечение свое на то, чтобы душа наша никогда не была обладаема никакою страстью, а напротив того, чтобы мысль наша, при нападении искушений, оставалась непоколебимою, и чтобы чрез то соделались мы причастниками Божия блаженства» (стр. 68., пять предварительных слов о подвижничестве, 5-й том его творений).

       Это и есть самоумерщвление, живоносная сила которого зависит от того, что посредством его мы делаемся причастниками крестной смерти Христа Спасителя, коею дарована нам жизнь. Верою в Господа мы вступаем в условия, при которых может развиваться в нас духовная жизнь в Богообщении; самое же развитие ее в действо производится чрез самораспятие. К этому нарекаемся мы в самом Крещении. Эго разъясняет св. Василий в ответе (краткие правила, 5-й том его творений) на 234-й вопрос: «Как человек возвещает смерть Господню? Как научил Господь, сказав: «если кто ко Мне идет, да отвержется себе, и возьмет крест свой» (Мф. 16, 24), и как выразился Апостол, исповедав о себе: «мне мир распяся и аз миру» (Гал. 6, 14), — на что и дали мы предварительное обещание в самом Крещении. Ибо говорит он: «елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся» (Рим 6, 3); толкуя же, что значит в смерть Господню креститься, присовокупляем к сему: «яко ветхий наш чело век с Ним распятся, яко ктому не работати нам греху» (Рим 6, 6), но, очистившись от всякого пристрастия к жизни, соделаться достойными свидетельства того же Апостола, который сказал: «умросте бо и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе» (Кол. 3, 3), — так чтобы осмелиться нам с дерзновением говорить: «грядет мира сего князь, и во мне не имать ничесо же» (Иоан. 14, 30)» (Подоб. в кратких правилах, 237, 5-й том его творений).

 

       Итак, в христианстве дело существеннейшее есть очищение себя от страстей чрез подвиги самоумерщвления. По сему «всякому христианину преимущественно и паче всего должно заботиться о том, чтобы обнажиться от разновидных и различных страстей, которыми оскверняется душа» (стр. 78, пять предварительных слов о подвижничестве, 5-й том его творений). Это требует труда и труда целой жизни. Но такой и закон положен, чтоб «желающие стяжать царствие небесное всячески нудили себя.» «Царствие Божие принадлежит употребляющим принуждение, и нуждницы восхищают е» (Матф. 11,12). Это — Евангельское слово. Оно назвало принуждением изнурение тела, какое ученики Христовы терпят в отречении от собственных своих хотений и от телесного упокоения, в хранении же всех заповедей Христовых. Поэтому, если хочешь восхитить царство небесное, употреби принуждение, подклони выю свою под иго служения Христова, стяни ярем на выи своей; пусть гнетет он выю твою; истончай ее трудом добродетелей, в постах, в бдении, в послушании, в безмолвии, в псалмопении, в молитвах, в слезах, в рукоделии, в перенесении всякой скорби, наносимой тебе демонами и людьми. Да не внушает тебе высокомудрый помысл ослабить со временем труды; бойся, чтоб пред дверьми исхода не застигли тебя обнаженным от добродетелей и чтобы тебе не остаться вне врат царствия» (стр. 61, пять предварительных слов о подвижничестве, 5-й том его творений).

       Таков общий христианский долг,—не монахов только, но и мирян.

(«Древние иноческие уставы, собранные свт.Феофаном Затворником», изд.Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994, с.246-249)

Комментариев нет:

Отправить комментарий