Преподобный Иоанн Лествичник «Лествица»
Слово 13. Об унынии и лености.
1.Уныние часто бывает одною из отраслей. Одним из первых исчадий многословия, как мы уже и прежде сказали; потому мы сей порок и поставили здесь, как на месте приличном ему, в лукавой цепи страстей.
2.Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно.
3.Муж послушливый не знает уныния, чрез чувственные дела исправляя мысленные и духовные (делания).
4.Общежитие противно унынию, а мужу пребывающему в безмолвии оно всегдашний сожитель, прежде смерти оно от него не отступит, и до кончины его на всякий день будет бороть его. Увидев келлию отшельника, (уныние) улыбается, и приблизившись к нему, вселяется подле него.
5.Врач посещает больных поутру, а уныние находит на
подвижников около полудня.
6.Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделья; усердно побуждает посещать больных; напоминает о Том, Который сказал: болен бых, и придосте ко Мне (Матф. 25, 36); увещевает посещать скорбящих и малодушествующих; и будучи само малодушно, внушает утешать малодушных.
7.Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах, и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом, как оборотью, каким-либо благовидным предлогом.
8.Бес уныния производит трехчасовое [1] дрожание, боль
в голове, жар, боль в животе; когда же настанет девятый час, дает немного
возникнуть; а когда уже и трапеза предложена, понуждает соскочить с одна; но
потом, в час молитвы, снова отягощает тело; стоящих на молитве он погружает в
сон, и в безвременных зеваниях похищает стихи из уст.
9.Каждая из прочих страстей упраздняется одною,
какою-нибудь противною ей добродетелью; уныние же для инока есть всепоражающая
смерть.
10.Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние
же и леность расточают все богатство. Но как из всех восьми предводителей злобы
дух уныния есть тягчайший, то поступим и с ним по тому же порядку, как с
другими; однако прибавим еще следующее.
11.Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является;
и глаза, которые закрывались от дремоты, во время правила открываются, как
только оно кончилось.
12.Во время уныния обнаруживаются подвижники [2]; и
ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние [3].
13.Наблюдай и увидишь, что оно борет тех, которые
стоят на ногах, склоняя их к тому, чтобы сели; а сидящих увещевает приклониться
к стене; оно заставляет посмотреть в окно келлии, побуждает производить стук и
топот ногами. Плачущий о себе не знает уныния.
14.Свяжем теперь и сего мучителя памятию о наших
согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих
благах; и когда оно предстанет нам, предложим ему подобающие вопросы.
15.Итак, скажи нам, о ты, нерадивый и расслабленный,
кто есть зле родивший тебя? и какие твои исчадия? Кто суть воюющие против тебя?
и кто убийца твой? Он отвечает: „в истинных послушниках я не имею где главу
подклонить; а имею для себя место в безмолвниках, и с ними живу. Родительницы у
меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и
чрезмерность трудов. Исчадия мои, со мною пребывающие: перемены
местопребываний, пренебрежение повелений отца духовного. Непамятование о
последнем суде, а иногда и оставление монашеского обета. А противники мои,
которые связывают меня ныне, суть псалмопение с рукоделием. Враг мой есть
помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердою надеждою сподобиться
вечных благ; а кто родил молитву, о том ее и спросите.
Комментариев нет:
Отправить комментарий